Тамбов Среда, 24 апреля
Общество, 29.11.2017 17:41

«Спустя много лет после войны, легко выдавать давно заученные оценки», - тамбовский краевед Олег Карнаухов о подвигах на войне и после

В Тамбове сегодня прошел торжественный митинг, посвященный Дню героев Тамбовской области и 76-летию подвига Зои Космодемьянской. 

Тамбовчане возложили цветы к монументу Зои Космодемьянской, почтили её память минутой молчания. 

Но всё чаще в СМИ, в Интернете появляются спорные мнения и высказывания историков, общественных деятелей и обывателей о том, а был ли подвиг Зои Космодемьянской - подвигом. 

Тамбовчане в большинстве своем единодушны в оценке событий. 

- Для меня она настоящий герой! Мне впервые мама прочитала рассказ о подвиге нашей землячки. Я до сих пор помню свою реакцию на то, какие испытания пришлось вынести этой хрупкой девушке. Было ощущение, что она символ нашего народа, как бы пафосно это не звучало! Я так была горда, что Россия таких дочерей воспитала, – говорит известный общественный деятель и юрист Ольга Плотникова. 

- Подвиг непоколебимой девушки заставляет задуматься о человеческих ценностях. В тяжелых условиях Зоя Анатольевна сумела не только не выдать любую информацию, но и не сломиться духом перед неминуемой казнью. Девушка отдала жизнь за свою Родину и нисколько не жалела и не сомневалась в этом, - рассказал «Блокноту Тамбова» Павел Пичугин, студент РАНХиГС при Президенте РФ. 

Эксперты с запалом и воодушевлением рассуждают, что такое вообще подвиг, каждый ли готов и может стать героем. 
«Блокнот Тамбова» в День памяти героев задал эти вопросы тамбовскому краеведу, кандидату филологических наук Олегу Карнаухову, о подвигах вообще и подвиге Зои Космодемьянской. 

Отметим, Олег Карнаухов - германист, специалист по немецкому языку и литературе, всё формирование которого, как он сам рассказывает, прошло на книгах о войне, произведениях немецких антифашистов. Годы его формирования – это Перестройка, когда открылись архивы, писатели обратились к образу отдельного человека на войне. Гуманистические идеалы нашего собеседника сложились во многом под влиянием легендарной Лии Соломновны Кауфман, профессора, доктора наук, автора диссертации о немецких антифашистах, 

- Сегодня, спустя много лет после войны, легко давать (а, скорее, выдавать) давно заученные оценки, - говорит наш собеседник. 

Олег вспоминает, что, когда на классном часу он прочитал тронувшее его стихотворение Евгения Евтушенко о предателе молодгвардейцев, это был шок для его классного руководителя. Помнит он и то, как она его ненавидела за эти строки… 

- О подвиге Зои Космодемьянской написано много, её подвиг будет жить в веках, это однозначно, - продолжает краевед, - Но для меня здесь есть ещё два аспекта – жизнь простых, необразованных сельчанок, осудивших нашу землячку. Как известно, одна из них вылила Космодемьянской под ноги помои, вторая кинула в неё снегом или палкой и сказали, что она ничего не добилась, а дома их хотела сжечь. Этих двух крестьянок осудили по законам военного времени и расстреляли. Так ли уж была нужна обществу смерть этих женщин? Нам сейчас, живущим в теплых квартирах, домах, трудно представить себе, что твой муж на фронте, на попечении у тебя малые дети, которым нужно что-то есть, что на улице трескучие морозы 1941 года, и кто-то хочет поджечь то единственное, что у тебя есть – твою хату. Я не в праве осуждать этих женщин, я не прошёл их путем, не нес их креста. Даже Христос не осудил грешницу. 

Олег рассказывает, что ему недавно довелось разговаривать с одним очень известным тамбовским историком. Её отец прошел войну, на фронт пошел уже в возрасте. Он всегда с благоговением относился к Зое. По её словам, была большая разница между молодым и взрослым на войне. По утверждению его собеседницы, взрослый боец, имеющий опыт, знающий, что дома его ждут дети, нашёл бы в случае с другим известным героем войны, вероятно, иной способ закрыть пулеметный огонь чем-то иным, а не собой. 

- Не знаю, как бы поступил я, хотя я всегда был пассионарием, человеком живущим эмоциями, - продолжает Олег Карнаухов, - Мне трудно сказать, как повел бы в этих двух ситуациях себя я, вероятно, что обостренное чувство справедливости и желание приносить пользу людям тоже не заставили бы меня долго размышлять в тот миг на войне, но это такие глубокие темы, о которых мы будем размышлять вечно. Как говорится, не суди, да не судим будешь.


Новости на Блoкнoт-Тамбов
подвиггероиЗоя Космодемьянская
0
0