Тамбов Среда, 24 апреля

Будет ли уничтожена еще одна тамбовская дворянская усадьба?

На границе с Рязанской областью, на берегу реки Цны расположено село Новотомниково. Здесь ранее существовала большая усадьба русских дворян Воронцовых-Дашковых. Воронцовы – старинный дворянский род. Его знаменитые представители были сенаторами, дипломатами, военачальниками. Они верою и правдою служили России, способствуя ее процветанию.Эта усадьба принадлежала к числу самых выдающихся усадебных ансамблей 19 века. Оно не подлежало продаже и должно было передаваться по наследству старшему в роде.

Одному из представителей Воронцовых-Дашковых – Иллариону Ивановичу судьба отмерила долгий век. Его жизнь протекала на фоне четырех царствований: Николай I был его крестным, Александр II привечал способного военачальника, сделав его светским генералом, Александр III был его другом, а Николай II призвал на службу на пост кавказского наместника. К началу 20 века граф стал вторым в списке самых крупных землевладельцев России.

Граф часто приезжал в Новотомниково, оно занимало особое место в его жизни, он выделял его среди других своих имений. «Ни морские виды, ни швейцарские ландшафты не могли выдержать сравнения с родной ему русской черноземно-степной стихией, навевающей неизъяснимую чарующую прелесть», - говорили его современники. Многое из того, что окружало графа в деревне, он описывает в своих регулярных корреспонденциях цесаревичу, в последствии ставшему императором Александром III, называя письма своими «тамбовскими рассказами».    

Русского крестьянина граф не поэтизировал, не принижал, а понимал и любил. Умел он с ними говорить, умел и слушать. Чуткий к потребностям нуждающихся и обездоленных граф всегда старался оказать им помощь. В денежном выражении ее сумма к концу жизни Ивана Илларионовича составила один миллион рублей. Во время прогулок по окрестностям, на охоте, при посещении конюшен он любил разговаривать с мужиками, интересовался их проблемами, был всегда в курсе многих событий сельской жизни. И.И. Воронцов-Дашков старался помочь местному населению, продавая беспошлинно строевой лес не только крестьянам своего села, но и других селений, давал немощным возможность бесплатно получить строительный лес, чтобы построить избу. За порядком в усадьбе следили не только во время присутствия графа, но и когда он уезжал. Жители села считали своих господ рачительными заботливыми хозяевами. Погорельцам и увечным оказывалась материальная помощь. По праздникам от господ выдавались подарки, которые долго хранились потом в семьях селян. Добрые отношения с крестьянами сыграли свою роль в том, что после событий 1917 года усадьба не была разрушена, как это случилось в других местах.

nnugsllubp0.jpg

Обустраивая усадьбу, граф хотел удобно разместить жену и восемь своих детей с их гувернерами, учителями, прислугой. Был построен строгий одноэтажный дом для прислуги, возведены два пилона ворот с арочными нишами, перестроен барский дом. Не покладая рук, до конца жизни граф Воронцов-Дашков обустраивал свое поместье. Здесь была построена земская школа, сюда был проведен телеграф. В доме графа было электричество, канализация, водяное отопление. Тепло шло прямо от стен, где были скрыты батареи. Чтобы облегчить работу прислуги, на второй этаж дома был проведен лифт.

Нарядная Благовещенская церковь была возведена в формах древнерусской архитектуры по образцу деревянных церквей русского Севера, До этого подобных храмов в России не строилось. Он и сейчас поражает своей необычностью: красное кирпичное здание с четкими очертаниями и границами, сероватые купола какой-то пирамидальной формы. Новизной отличалось и внутреннее убранство храма. В его интерьере впервые был опробован изразцовый иконостас.

Страстный любитель лошадей Воронцов-Дашков построил в 1859 году конный завод, который специализировался на разведении орловских рысаков. Граф настолько любил лошадей, что прямо перед главным усадебным домом в Новотомникове по его указанию был устроен ипподром. Здесь жокеи ежедневно работали с лошадьми, готовили их для торгов и соревнований.   Графские рысаки не раз побеждали на скачках, получали медали и призы на Всероссийских выставках в Москве.

 Особенно быстро завод стал развиваться после строительства в конце 19 века коннозаводского комплекса, отвечающего самым современным тогда требованиям селекционной работы с лошадьми. Кирпич для заводских построек брался с барского кирпичного завода. Из него строились конюшни, служебные помещения, зимние манежи. Все это должно было обеспечить производство высококлассных лошадей, а летний ипподром позволял растить и воспитывать быстрых рысаков. Для работников конного завода граф приказал построить специальные жилые помещения. Многие постройки сохранились и поныне. Но в каком состоянии…

После смерти графа наследники утратили интерес разведению лошадей и с легкостью распродали поголовье завода. После революции развал завода усилился. Его возрождение   началось в 20-е годы. С 1932 года он стал самостоятельным предприятием под номером 77. Пришлось по всей стране собирать сохранившихся орловских рысаков. Стараниями высококлассных специалистов, влюбленных в свое дело, стал собираться и накапливаться племенной материал, проводилась селекционная работа.

sux_0805.jpg

В наши дни многое на конном заводе держалось на энтузиазме работников, которые за ничтожную зарплату, а часто и без нее продолжали делать свое дело, выращивать лошадей, ухаживать за ними. Но вскоре и это стало никому не нужным. Посмотрел бы граф Воронцов-Дашков на то, как содержались в это время лошади в некогда знаменитом конном заводе!Вряд ли при нем такое было возможно, чтобы молоденькие жеребята ели с голодухи хвосты своих матерей. И ремонт в помещениях не делался, наверное, со времени его кончины. 

sux_0667.jpg

Несколько лет назад по центральному телевидению уже показывали весь этот ужас, который творился в Новотомниковском конном заводе с лошадьми: в наше-то время, в 21 веке, когда вокруг сытость и изобилие, практически погибающие от голода животные.Взрослых лошадей выгоняли зимой на улицу. Они, долбили снежный наст копытом, добираясь таким образом до пожухлой травы. А жеребят сотрудники конезавода на руках выносили весной на солнце и первую траву. На руках, потому что обессилевшие животные не могли ходить. Лошадей не спаривали, потому что сил у них на это не было. Страшные эти подробности были известны любому местному жителю. И только после шумихи, поднятой федеральными СМИ, ситуация стала исправляться.

Огромную площадь усадьбы занимает парк, заложенный еще в 18 веке. Он имеет прямоугольную форму и восемь его главных аллей были заложены своеобразно в виде букв ГВД (граф Воронцов-Дашков). Деревья привозили из местных лесов в возрасте 10-15 лет, поэтому парк сразу после закладки выглядел взрослым и привлекательным. К сожалению, сегодня за парком нет надлежащего ухода, деревья засыхают, новая посадка не ведется, поляны зарастают кустарником, через массив протоптано много ненужных и чуждых этому прекрасному уголку природы тропинок, по которым часто ездят тракторы и грузовики.

Умер Илларион Иванович Воронцов-Дашков в своем имении в Алупке 15 января 1916 года. Согласно завещанию, его тело было перевезено в Новотомниково и похоронено около церкви. Ведь Новотомниково для графа олицетворяло все лучшее, что имелось в русской природе. «Лучше Томниково нет курорта», «Новотомниково – настоящий рай» - так граф Воронцов-Дашков характеризовал свое родовое гнездо. Здесь же похоронены двое его сыновей, которые умерли раньше самого графа, будучи еще молодыми.

Архитектурный ансамбль усадьбы был объявлен памятником архитектуры 19 века, а парк – памятником природы федерального значения. Однако сегодня эта уникальная территория не только Тамбовской области, но и России доведена до запустения и разрухи. Особенно после того, как прекратили свое существование санатории и здания уже долгое время стоят пустыми. Заметно, как зарастают дорожки, ведущие к нему, разбиты стекла, покорежены рамы, двери – из зданий медленно уходит жизнь, с каждым годом все стремительнее.

sux_0799.jpg

На днях на одной из страниц в социальной сети ФБ появилось подтверждение тому, что, вероятно, и эту усадьбу постигнет участь многих тамбовских дворянский усадеб:нет усадьбы Боратынских в Уметском районе, исчезает Караул, стерта с лица земли усадьба Кривцова, Воронцовых, да всех и не перечесть.

В Тамбове нет дома Жемчужникова, под постоянной угрозой дом, имеющий отношение к Боратынским на улице Мичуринской, да он ли один...

sux_0743.jpg

Вот, что пишет пользователь социальной сети, который не смог остаться равнодушным к происходящему:

- Пока проводится «определение пользователя объекта», усадьба в Новотомниково разрушается.Если еще несколько лет назад в окнах главного усадебного дома были стекла, а двери наглухо закрыты, то сейчас внутрь можно попасть беспрепятственно.

Облупившиеся стены, сгнившие полы, следы хулиганья и трещины на фасаде производят удручающее впечатление.

Да, лошади теперь сыты, красивы,- пишет пользователь сети,- И даже побеждают на соревнованиях. Вот только интересно, привлекли ли тех гестаповцев за жестокое обращение с животными?

Ну, ладно, с животными все понятно… И это хорошо, что сейчас лошади по крайней мере, накормлены.

… Но что же будет с усадьбой? Памятником архитектуры и природы федерального значения…


Новости на Блoкнoт-Тамбов
НовотомниковоВоронцовы-Дашковасудьба
1
1