Тамбов Суббота, 20 апреля
Культура, 10.10.2021 16:02

«Моршанский Эрмитаж» представляет сокровища дворянских усадеб

Четыре зала моршанского историко-художественного музея дадут фору многим именитым музеям России.

Летом этого года в Моршанске после затянувшегося ремонта открылся без преувеличения один из лучших музеев  – Моршанский историко-художественный. Сейчас его по праву можно назвать моршанским Эрмитажем. Экспонаты действительно достойны витрин питерского музея и представляют большой интерес не только жителей нашей страны, но и для иностранцев.  Именно поэтому «Блокнот Тамбов» решил рассказать об этом музее. Наш корреспондент на днях побывал там.



Музей был создан в 1918-м году моршанским краеведом, собирателем и археологом Петром Петровичем Ивановым (1886-1942). Основой экспозиции стала его личная коллекция, состоящая из уникальных предметов археологии, нумизматики, истории и искусства. В 2008-м году начался ремонт обветшавшего здания, а в сентябре 2014 году экспозиция была закрыта. В связи с ремонтом. Семь лет никто не видел моршанских сокровищ, собранных Ивановым в дворянских усадьбах, купеческих домах, археологических экспедициях. 



При входе в музей вас сразу же встречает маленькая экспозиция больших вещей во дворике, который теперь закрыт унылой железной стеной, хотя раньше здесь была старая красивая кирпичная. Говорят, что снесли из-за её ветхости. Как водится у нас – проще снести и всё испортить, нежели восстановить. Сейчас у железного забора стоят изображённые на гербе города якоря хлебных барж, ходивших по Цне из купеческого Моршанска, исторический бюст основательницы города – Екатерины II (не так давно его восстановленную копию поставили в местном горсаду), уникальные портовые весы, изготовленные мастерами из рязанского Касимова, что на Оке. А ещё – старинные железные двери и перебитое в советское время надгробие XIX надворного советника Дмитрия Семёновича Кологривова, служившего в городе Моршанске городничим 21 год и скончавшегося в 1819 году. А также  – музейные вислоухие котики.




Многое изменилось в музее после реконструкции. Сейчас здесь открыты лишь четыре зала. Первый – вводный, знакомящий посетителей с историей музея, расположенного в здании магазина верхней одежды известного моршанского купца Каверина. Первый зал рассказывает об основателе музея – Петре Иванове, о котором можно написать отдельный роман. Здесь же нас встречают экспонаты из основных залов – например, деревянная скульптура ангела, который, как полагают наши современники, «делает селфи для инстаграма*». 





Второй зал – церковный. Уже сногсшибательный. Его так и называют «вау!-зал». Нас встречают уникальные реликвии из церквей Моршанского уезда. Удивительные иконы, утварь, рукописные и печатные евангелия, спасённые Ивановым и принесённые в музей местными жителями. А ещё – коллекция деревянной церковной скульптуры. Вторая после известной коллекции в Перми. И если пермские скульптуры делали суровые уральские мужики с конца XVII-го века, то моршанские делали у нас. Наши мужики. Поэтому они такие удивительные. Стоит только взглянуть на лица ангелов, серафимов, евангелистов, святых. Особенно поразительны работы неизвестного скульптора из моршанского села Канищево. Почему-то приходит на ум творчество известных в 90-е годы прошлого века питерских «Митьков» или современных нам Николая Копейкина и Василия Ложкина.




В начале XVIII-го века при Петре I Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, истёсанные или издолбленные, изваянные от неискусных или злокозненных иконников, вкравших сей обычай от иноверных, а наипаче римлян и им последующих порубежных нам поляков». Но в моршанских церквях «неканонические» и «католические» скульптуры стояли до последнего. Благодаря всё тому же Петру Иванову, мы можем гордиться теперь этой коллекцией, в которой есть скульптуры «Христос в темнице» разных мастеров, резные царские врата, «Никола Можайский», «Господь Саваоф», ангелы и серафимы.



Поразительны прекрасно сохранившиеся иконы XVII – XIX веков. Особо можно выделить икону «Умягчение злых сердец. Пресвятая Богородица» («семистрельная»). Она написана, судя по записи на обороте, рукой святителя Феофана Затворника в последней трети XIX века на доске из пустыньки Серафима Саровского. 




– Здесь иконы из сельских храмов. Сейчас уже не только этих храмов нет, но и самих сёл, – рассказывает заведующая музеем Татьяна Гуркова. – Мы, кстати, участвуем в эксперименте московского профессора Павла Умникова, потомка моршанских купцов, который говорит, что у нас происходит какое-то уникальное явление, когда при наших скромных условиях иконы находятся в идеальном состоянии. 



Третий зал – усадебный – вызывает не меньший восторг. Открывается он подлинниками голландских живописцев XVII века. Среди которых: «Похищение Европы» работы Теодора ван Тюльдена из мастерской Рубенса, работы «птичьего Рафаэля» – Мельхиора де Хондекутера, «цветочного Рафаэля» – Яна ван Хёйсума.

– У нас четыре натюрморта итальянца Карло Маджини, – рассказывает Татьяна Гуркова. – В России находится всего семь работ Маджини, из них четыре – у нас.







Практически каждая картина имеет свою удивительную историю, о которой можно долго рассказывать. Например, о части алтарной доски из немецкого храма начала XVI века. 

В коллекции музея – французская, немецкая, голландская, итальянская живопись и графика XVIII–XIX веков,  китайский, итальянский, германский фарфор, фаянс, майолика, редкие книги, мебель времен Вильяма Шекспира. В основном, это предметы из дворянских усадеб князей Долгоруких (Земетчино), графа Бенкендорфа – шефа российской жандармерии (Сосновка), Глазовых-Безобразовых (Ракша) из дома именитого моршанского купца Попова. 



Дополним, что в музей очень часто приезжают немцы, потомки военнопленных из лагеря №64 на реке Малая Кашма под Моршанском. В нём содержалось около 30 тысяч военнопленных из Германии, Японии. По словам сотрудников музея, зарубежные посетители оказываются шокированы уникальностью и исторической ценностью экспозиции.



В музее даже воссоздали часть интерьера усадеб, подобрав мебель, картины и другие предметы в одном месте.

И, наконец, четвёртый зал. Он не менее великолепен и посвящён советскому искусству. Здесь выставлены подлинники Шишкина, Поленова, Саврасова, Айвазовского, скульптуры Лансере. И фарфор британского алхимика-неудачника Джозайя Веджвуд – «отца английских гончаров». Нельзя пройти мимо великолепного полотна Константина Юона «Автокарнавал», «Пахаря» Льва Каменева, картин Александра Герасимова. 





Интересна прекрасная коллекция агитационного фарфора. Очень передает дух ранней советской республики.

К сожалению, музей открылся не в полном объёме. Сейчас в работе – исторический отдел палеонтология, археология, этнография, оружие. Ещё 6 залов. Весь музей откроется в 2022 году, но археологию и палеонтологию планируют представить уже в ноябре.







Конечно же, великолепная археологическая коллекция Иванова вызывает особое внимание. В первую очередь, речь идет о предметах древнемордовских могильников VIII – XIII веков, исследованных Ивановым в 1927-1937 годах. Только коллекция предметов исконных обитателей нашего края – мордвы достойна отдельного музея. Конечно же, очень интересная будет и краеведческая экспозиция, и богатая коллекция оружия.





В общем, один только историко-художественный музей может сделать ваш день, проведенный в Моршанске.

*Социальная сеть, признанная в России экстремистской.

Фото: "Блокнот Тамбов"

Михаил Карасёв


Новости на Блoкнoт-Тамбов
Тамбовская областьрегионкультурамузейМоршанскисториявыставкаМихаил Карасёв
3
0