Как появилось электричество в Тамбове

В Пушкинской библиотеке презентовали книгу об электрификации областного центра.

В пятницу, 17 декабря, в зале областной Пушкинской библиотеки прошла презентация книги Марины Климковой «Электрификация города Тамбова». Прекрасно изданная книга написана по заказу городских электрических сетей (АО «ОРЭС-Тамбов») и посвящена 110-летию электрификации областного центра. Интересно, что ровно пять лет назад Марина Климкова в этом же зале презентовала второе издание своей книги, посвященной некогда центральной – Соборной площади Тамбова. Эти глубокие краеведческие издания открывают ранее малоизвестные страницы нашей истории. Кстати, именно 17 декабря 1911 года городская управа приняла в эксплуатацию тамбовскую электростанцию. Собственно, предлагаем вам краткую историю электрификации Тамбова со слов Марины Александровны.





Керосинки и фонарщики

Как выяснилось, об освещении городских улиц Тамбова известно с первой половины XIX века. В 1821 году даже было издано положение об их содержании. Однако, современник тех лет краевед Иван Дубасов писал, что это освещение было столь же жалкое, как и состояние дорог. Освещали улицы керосиновыми фонарями. Известно, что к концу века в городе насчитывалось 562 фонаря, которые обслуживали 18 фонарщиков.



К этому времени уроженец Тамбовской губернии русский изобретатель Александр Лодыгин, учившийся Тамбовском кадетском корпусе, уже придумал более совершенную лампу накаливания – в вакуумной колбе, наполненной инертным газом. Правда, вместо вольфрама использовался угольный стержень, но эту лампу уже можно было использовать для уличного освещения.



В конце XIX века в России началось строительство частных электростанций. Появились они и в Тамбове. По словам Марины Климковой, одним из первых общественных зданий, получивших электричество, был дом народных чтений в губернском центре. Этот дом построил на собственные средства почетный гражданин города обер-камергер  Эммануил  Нарышкин (ходят легенды, что он был внебрачным сыном императора Александра I) и известен как Нарышкинская читальня (теперь – картинная галерея). 

Трамвай в Тамбове

В городе пришло понимание, что нужна городская электростанция для общественных нужд. Говорили и об освещении улиц, и об устройстве трамвая. Разработали даже три маршрута трамвайных линий. Но реализация идеи затянулась почти на 15 лет. А трамвай по улицам города так и не прогремел. 



В 1889 году городская Дума признала необходимость электрического освещения улиц, но не было достаточных собственных средств, квалифицированных специалистов и уже тогда появились противники прогресса, заявлявшие, что электрификация – это роскошь, которой будут пользоваться лишь жители богатых центральных улиц, а платить за неё будут все. «Электричество лишь высветит контраст между благоустроенными центральными улицами и погруженными во мрак окраинами», – говорили они.



Но уже в 1905 году электричество имели многие городские дома, а частные электростанции освещали и улицы. В 1908 году городская Дума вновь вернулась к вопросу устройства электростанции, так как десятилетие мечтаний уже превратилось в объект насмешек. Основные хлопоты по реализации проекта легли на плечи городского главы Ивана Потапова.

Электростанция и «Гидра»

В городе велись споры, каким способом строить электростанцию – концессионным, с привлечением средств частных компаний или хозяйственным – за собственные средства города. Остановились на втором способе. Здание электростанции построили на нынешней улице Степана Разина, где оно стоит до сих пор на высоком берегу Цны у Спасо-Преображенского собора. 17 декабря 1911 года станция была введена в эксплуатацию и 18 декабря стала давать электрический ток. Станция, имевшая сначала мощность 200 кВт, была оснащена дизелями завода «Людвиг Нобель».

Практически через год стало ясно, что мощности электростанции не хватает, хотя её увеличили вдвое. Тогда было решено построить ещё и гидроэлектростанцию на канале Цны, на месте мельницы. К 1 января 1914 года гидроэлектростанция («Гидра»), мощностью 175 кВт, оснащённая швейцарской турбиной «Фрэнсис», была построена.

Тамбов в планы ГОЭЛРО не вошёл

В «лихие» советские годы электрификация Тамбова шла тоже далеко не блестяще. Аграрная Тамбовская губерния не вошла в ленинский план ГОЭЛРО и не получила государственных средств на электрификацию. Советская власть пришла в Тамбов в 1918 году, а «электрификация всей страны» не пришла. Кстати, именно на городской электростанции работал Борис Васильев (известный еще как Гольберг, хотя Марина Климкова пишет, что архивные данные не подтверждают эту его фамилию), создавший в городе организацию партии большевиков ВКП(б), которая в итоге и стала контролировать в городе «власть советов». 



В 1937 году Васильев был осуждён как участник антисоветской троцкистской организации и расстрелян. Позже реабилитирован, и его именем названа одна из улиц в центре Тамбова. В том же 1937 году за «вредительскую работу» была арестована группа «врагов народа» во главе с директором электростанции Александром Шатиловым и главным инженером Михаилом Афанасьевым. Они также были расстреляны. К расстрелу приговорили и другого директора станции Петр Долгова. Но этот приговор не был приведён в исполнение. 

После подавления антоновского восстания Тамбовская губерния и вовсе «попала в опалу» советской власти и в 1928 году была ликвидирована. Всё это не способствовало прогрессу нашего края, в том числе, и в плане электрификации. Город сначала не получил финансирования по плану ГОЭЛРО, а затем и вовсе стал райцентром. В 1937 году Тамбовская область была восстановлена, но край уже отставал от других регионов страны. Кстати, тогда областной центр получал электричество ещё и от электростанции Порохового завода посёлка «Красный боевик» (ныне город Котовск). 

ТЭЦ пытались построить почти 40 лет

Электричества городу не хватало, и власти предприняли несколько попыток построить новые электростанции. В 1926 году спроектировали торфяную электростанцию для Тамбовского района севернее областного центра на Цне. План не был реализован. В 1932 году торфяную электростанцию решили построить в юго-западной части города у железной дороги. На болотистой местности. В итоге – деньги потратили, а электростанцию не построили. В 1936 году начали строительство масштабного завода СК-5 по производству синтетического каучука со своей электростанцией. Но тут случилась страшная авария на таком же заводе в Воронеже и репрессии в управлении каучуковой промышленности. Завод бросили строить в 1941 году. 



В 1948 году городскую электростанцию реконструировали, установив трофейный немецкий дизель. Но существовавших проблем это не решило. А вот в 1954 году вступила-таки в строй тамбовская ТЭЦ, которая тогда была цехом анилинокрасочного завода (ныне «Пигмент»).

Утерянная история

«С большими трудностями я столкнулась, изучая деятельность энергетических предприятий в период 1970-90-х годов. Дело в том, что в период перестройки многие организации и предприятия постоянно реорганизовывались и документы в архив не сдавали. Видимо, эти документы вообще уничтожены. Поэтому большой кусок истории фактически оказался утерян», – сказала Марина Климкова.

Ну, а затем в энергетике России начался ещё один этап реорганизаций – реформа РАО ЕЭС. Но это уже отдельная и долгая история.



«Людей всегда мучил вопрос, что останется после человека, когда его не станет? Будет ли о нём кто-то помнить или все канет в небытие? И моя книга является попыткой воскресить и сохранить память и историю людей, связанных с электрификацией Тамбова. Людей, которые отдали свои силы, а порой и целые жизни этому делу», – такими словами Марина Александровна завершила свою презентацию.

Фото: "Блокнот Тамбов"

Михаил Карасёв


Новости на Блoкнoт-Тамбов
ТамбовгородисторияэлектричествопоявлениекнигаПушкинская библиотекаМихаил Карасёв
0
0
t2