Тамбовская Цна, канал, Кривая и то, что мы совсем не знаем
Читайте также:
- Цна в Тамбове так и останется обмелевшей (08.11.2021 15:05)
- Пороховой завод за нанесённый ущерб реке Цна заплатит штраф в миллион рублей (31.08.2021 13:05)
- Гибель рыбы в реке Цна стала причиной проведения проверки (20.06.2019 10:00)
Чем глубже изучаешь историю Тамбова, тем больше понимаешь, что мы её совсем не знаем. И вряд ли теперь сможем доподлинно восстановить истину. Хотя, большинству достаточно и легенд. Но все-таки интересно, есть ли канал на Цне у Тамбова, где он, зачем реке плотины и отчего вода у города застаивается.
Недавние новости, касающиеся состояния и перспектив нашей красавицы Цны, наверное, мало кого оставили равнодушными. Речь идет об её обмелении у города, утверждении проекта расчистки участков реки и планов «отзеркаливания» Набережной.
Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет
Возникают кое-какие вопросы по этим поводам, а пока – небольшой экскурс в историю «освоения» многострадальной Цны, пусть слегка хаотичный и совсем неполный.
«Каждый год городское управление мучает себя и город вознёю с плотинами, которые то там, то здесь размываются водою… плотины эти плохо делаются не потому, что делают их кое-как, просто те, кто их делают, не могут сделать лучше, потому что не умеют. И работу свою исполняют при полном незнании дела, требующего гидротехнических знаний, которыми те не обладают», – эти строки из журнала Тамбовской городской думы за 1881 год могут служить эпиграфом не только к тому, что у нас делалось, но и к тому, что делается.
Думаем, что мало кто из тамбовчан видел или представлял в уме карту начала течения Цны.
А между тем, она позволяет понять, почему в далёком прошлом сложилась такая многорукавная пойма в пределах Тамбова. Притоки выносили в довольно ограниченное пространство от Знаменки до Кузьмино-Гать не только воду, но и песок, ил. И всё это добро выпадало в осадок чуть ниже по течению. Вот так, во второй половине 18 века тамбовчане «неожиданно» поняли, что с водой у города на берегу «полноводной» реки большие проблемы. Точнее не с водой, а с отсутствием питьевой, «болотной» было в достатке.
Виновным назначили Студенец. Ну, кто ж не знает слова губернского землемера Нестерова, что имеется речка Студенец, которая во время полой воды, по быстрине и свирепости своей, причиняет великий вред, смешанный с песком, который протекающую под городом Тамбовом реку Цну из давних лет всю засыпал, и ныне оная течение не имеет?
Канал есть
Тогда решено было воплотить масштабный проект тамбовского «поворота рек вспять». И в конце 18 – начале 19 века он был реализован. Что же произошло? Ну, во-первых, прорыли канал. Имеющаяся на данный момент информация позволяет с большой долей вероятности утверждать, что канал прорыт от Спасо-Преображенского собора до Ерика — протоки, которая начиналась напротив улицы М. Горького, проходила через Дворики, где от неё остался залив, и вновь соединялась в районе «Гидры» с восточным рукавом Цны, который протекал в Пригородном лесу (который называли так же речкой Кривой р. Ценской, просто Кривым и Коренной. Отсюда название Кривого моста).
Возможно, канал прорыли именно там потому, что в 19 веке, в частности, в 1832 году на берегу у нынешней улице Рассказовской работали водочный и пивоваренный заводы.
Карта-реконструкция.
Во-вторых, Цну перегородили плотиной у Широкого пролива, направив всю воду вдоль города. То есть, с тех пор вплоть до 1956 года реки как таковой в Пригородном лесу не было, водой русло заполнялось только в половодье.
Сейчас уже никто не представляет, что Цна после «вливания» в неё Студенца продолжала течь далее у города, вдоль улицы Московской. О старом русле сейчас практически ничего не напоминает. А вот Студенец затем долгое время протекал именно по старому руслу Цны, впадая в реку в районе нынешней «Гидры». Ну и, в-третьих, чтобы вода из города не уходила в многочисленные и существующие поныне протоки вдоль реки насыпали дамбу. Она существует до сих пор, и её иногда даже ремонтировали, например, в 20-х годах прошлого века.
Ремонт дамбы в р-не Двориков, видимо, где-то у ул. Земляной вал.
«Как запрудили Цну»
В 1801 году тамбовские власти пошли навстречу коммерческим интересам и разрешили купцу Суханову построить мельницу на канале (сейчас на этом месте «Гидра»). Вот так одним махом наши предки собственноручно лишили Цну свободного течения, сведя практически к нулю результат недавно проведённых работ. Во всяком случае, с того времени периодически и воды не хватало, и использовать её было нельзя даже для хозяйственных нужд. Да и Студенец никуда не делся, только теперь он «засыпал» русло перед мельницей.
Надо сказать, что про эту мельницу нам известно довольно много, в основном, благодаря постоянным проблемам с ней, плотинами, дамбой и, соответственно, с водой. А их должны были решать арендаторы, причём за свой счёт. В конце концов, город был вынужден примерно с 1880 года сам заботиться о плотине, а про восстановление мельницы и сдачу ее в аренду если и говорили, то только в качестве пожеланий.
То, что на качество воды влияет плотина, власти, по крайней мере, во второй половине 19 века поняли. Именно поэтому в некоторых случаях для обновления воды ее спускали. Например, об этом пишут «Тамбовские Губернские Ведомости» № 14 от 7.02.1878 года.
В газетном сообщении говорится, что губернское начальство отметило испорченную и негодную к употреблению воду в рукаве Цны у города. Местный врачебный инспектор совместно с полицмейстером и городским головой провели осмотр реки. Выяснилось, что грязная вода из бань у Покровской церкви стекает в реку, из здания семинарии ведёт труба для отвода сырости, но из трубы ничего не течет, в институте благородных девиц такой трубы нет, но зато есть труба от помойной ямы, куда также стекаются все нечистоты. Исследованная вода имела вкус прелой травы и сырой рыбы, а так же запах весьма неприятный. Городские власти запретили водовозам брать эту воду, а для очистки реки решили спустить плотину. В конце концов, выяснилось, что виновата природа, воду непригодной сделали водоросли и всякие камыши на озерах и болотах выше по течению. А вот проверить другие места не удосужились, проблема-то решилась. Тот же навоз на берегах, шерстомойни и свинарники в пойме вроде как и ни причём.
Если чистая вода городу была жизненно необходима, а отдых на Цне пользовался такой популярностью, то и отношение к сбережению реки должно было быть соответствующее?
Как же без моря-то?
А на полвека ранее для очищения воды за огромные по тем временам деньги додумались выкопать «бассейн», а на самом деле, всего лишь яму-отстойник. Результат получился соответствующий. Как написал Иван Дубасов в «Очерках из истории Тамбовского края»:
«С мая 1818 года в Тамбове начали производиться значительные гидротехнические работы на сумму около 150 тысяч рублей. В это время исправлен большой старинный канал, проходящий посреди города и в настоящее время. Инженерные работы произведены были подполковником Янишем и поручиком Сомовым. Рабочие были вызваны из Лебедянского уезда и из Витебской губернии. К несчастию работа шла весьма медленно и неискусно. Строители получали награды и наживались, а канал так и не получил свежей и чистой воды до сего дня. Только в течении двух лет до 1824 года город Тамбов имел у себя бассейн чистой воды, в 60 сажень ширины и 8 сажень глубины»
(сажень – чуть более 2 метров). Концы, как говорится, в воду. Но вот где был этот отстойник шириной 120 метров и глубиной 16 метров, сейчас уже сказать очень сложно.
Однако, если плотина на канале – причина всех бед, то почему её за ненадобностью вообще не разобрали? Хотя бы после ввода в строй водопровода в 1883 г.? А не очень-то и хотели, ведь все уже привыкли к «большой» воде, тем более, междуречье стало востребованным местом для «увеселений» горожан. И к делу подходили серьезно – ещё в 1876 году испрашивалось разрешение на организацию «правильных рейсов» по Цне на паровом катере.
Большинство знает, что Тамбовское море приобрело нынешний вид в конце 70-х, когда острова на его месте срыли земснарядом. Обратите внимание, что пролив Широкий действительно широкий. Впрочем, как и Цна в пределах города и выше его по течению.
«Гидра»
«Гидру» запустили в эксплуатацию в 1913 году. Вроде не глубокая старина, а знаем мы о ней совсем немного. ГЭС имела турбину «Френсис» (по другим данным Сименс-Шуккер) в 250 лошадиных сил, а бесследно канувший в лету генератор имел редко применявшийся ротор с горизонтальной осью вращении.
Когда ГЭС работала в штатном режиме (до 1952 года по некоторым данным) урез воды на канале был на отметке 113,2 м, а сейчас 112,5 м, т.е. выше на 0,7 м нынешнего, что очень много для реки с таким видом поймы. Не поэтому ли в памяти у старшего поколения и на фотографиях осталась полноводная Цна?
Перед строительством ГЭС канал и Ерик необходимо было перекрыть, а воду куда-то отвести. Самый рациональный вариант – это построить временную плотину ниже устья Студенца, Ерик просто засыпать, оставив от него только залив перед Двориками, заодно избавившись от затрат на мост. С отводом воды проблем не было, достаточно было плотины на протоках распрудить. А что Студенец? Получается, что его воды первый и последний (?) раз текли по руслу Цны против её течения!
В тему современных новостей. В паводок 1993 года плотина Гидры была подмыта, и пришлось производить восстановительные работы для предотвращения дальнейшего разрушения. Интересно, насколько их хватит и в каком состоянии сооружение сейчас?
«Плотина в лесу»
С приходом Советской власти мало что изменилось – продолжали «латать дыры» как могли, а в целом не до реки было. Первая плотина у Широкого пролива в том или ином виде дожила до 1956 года. Но еще в 1943 году вышло распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР, обязывающее Тамбовский облисполком наладить судоходство по Цне от села Кузьмино-Гать и далее ниже по течению. Видимо, по этому плану в 1956 году и построили плотину в Пригородном лесу.
И хоть она была деревянная, но уже водосливная, оснащённая съёмными деревянными щитами «Буле». То есть имела возможность регулирования уровня и полного спуска воды.
О судоходстве продолжали говорить, но шлюзы так и не построили. Вполне возможно, они просто утратили актуальность на этом отрезке Цны ещё до начала строительства. Предположительно, по этой причине в 1954 году заложили парк Дружба, и примерно тогда же рядом начали выделять землю организациям под садовые участки сотрудников.
Деревянные плотины долго не служат. Заменить её на современную, бетонную на 150 м ниже по течению решили в 1974 году. Но с самого начала всё пошло не так. Свидетельство невольного участника событий, журналиста Евгения Писарева: «Когда железобетонную плотину размыло в третий раз, в газете "Социалистическая индустрия" вышел мой фельетон "Мартышкин пруд". А деревянная ещё долго стояла».
Решили проблему постоянного размыва берегов пристройкой водоспускной плотины, изобретенной французским инженером Пуаре аж в 1834 году. По сути, это модернизированная деревянная плотина, но со стальными поворотными фермами, которые при необходимости (ледоход, проход судов) укладываются на дно реки. Можно предположить, что именно из-за ненадежной «недоделанной» плотины понизили уровень Цны в междуречье с 113,2 до 112,5 м, тем более для неработающей ГЭС он значения уже не имел.
«Стоячий водоём»
По результатам «освоения» Цны в конце концов проявилась старая «болячка», и в очередной раз рукотворная. До 1956 года практически весь сток реки проходил через «Гидру», а на месте Тамбовского водохранилища были острова, то есть общий объём воды в реке был значительно меньше нынешнего. Если судить по этим фотографиям, то после строительства Пригородной плотины большую часть стока перераспределили на неё.
И сейчас мы видим такую же ситуацию.
По данным Евгения Капитонова, новая плотина в Пригородном лесу аккумулирует 7 миллионов кубометров воды. Он, к сожалению, не указал, входят ли в этот объём канал, проливы и Тамбовское водохранилище с озером Красное, в свое время добавившие объём после всех преобразований. Даже если он их учёл, то всё равно при норме годового стока Цны у села Кузьмино-Гать 13,2 м3/с (а летом намного меньше) на полную замену воды требуется не менее 6 суток!
Но ещё надо учитывать, что есть «мёртвые» зоны без течения или с очень незначительным. Особенно в водохранилище и озере. Ну и, конечно, огромную разницу сброса воды с плотин. То есть, по факту, время полного обмена воды у города на порядок больше. Мы имеем здесь практически стоячий водоём!
Тогда о каком качестве воды можно говорить, даже не учитывая другие негативные факторы и процессы?! А запланированная и бесспорно полезная для водоёма расчистка объём воды ещё увеличит. Ведь планируется поднять более 600 тысяч кубометров донных отложений. Соответственно вода будет застаиваться ещё дольше!
«Кто виноват и что делать?»
Вполне возможно, что ремонт плотины в Пригородном лесу затянется. А потом и «Гидра» напомнит о себе. А стоит ли торопиться тратить немалые деньги, не проанализировав все варианты? Вспоминая историю, конечно, можно сказать – а когда угрозы потратить деньги неэффективно и даже во вред общим интересам, кого останавливали? Цна с каналом сейчас выполняет только рекреационные функции, проще говоря, горожане здесь отдыхают. Ну, и дачники для полива воду качают. И проблемы «малой воды» решаемы: пирсы и всякие мостки удлинят, насосы полива перенесут поглубже. Купаться и на лодках плавать можно, а без судоводителей реке и простым горожанам только лучше станет. Очистка, а земснаряду без разницы, где работать, позволит благообразить береговую линию, и углубить русло, тем самым сохранив достаточно большие зеркало и объём воды при естественной отметке уровня Цны. Правда, к месту вспомнился «бассейн» двухсотлетней давности, причём, во всех отношениях.
«Отзеркалить» Набережную при таком раскладе точно будет проще. Но. Наши предки и не думали не то что селиться, но и вообще что-либо строить на том, пойменном берегу. Гиблое же место. Надо всё-таки признать, что улица Земляной вал в Двориках – это всего лишь героически преодолеваемое недоразумение советских времен.
Может, не нужна эта дорогостоящая затея? Вместе с планируемым базаром под названием Покровская ярмарка? И красивыми видами только с высоты птичьего полёта, но абсолютно меркнущими на уровне глаз? Может, при чистке канала свалить на том берегу на прежние карты донные отложения, где возможно оставить старые деревья и подсадить новые, сформировав этакий naturegarden или кусок Пригородного леса. Проложить соответствующие стилю дорожки (в т.ч. велосипедные), осветить, поставить удобные скамеечки для созерцания прекрасного вида на Набережную и умиротворения, благо ТРЦ «РИО» и здание Росреестра в поле зрения не попадают?
Ссылка на блог автора: vk.com/id436500099
Алексей Ермаков