Тамбов Среда, 15 января
Общество, 03.10.2017 20:59

Лица города. Александр Филатов: «Я стал архитектором назло бабушке»

2 октября отмечается Всемирный день архитектуры. И не случайно именно в этот день собеседником "Блокнота Тамбова" стал начальник управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Александр Филатов. 

Для справки: Александр родился 7 января 1977 года. В 2000 году окончил Тамбовский государственный технический университет. За высокие достижения в сфере деятельности органов архитектуры и градостроительства Тамбовской области, разработку градостроительной и проектной документации, имеющей важное общероссийское значение, удостоен нагрудного знака золотой «Кентавр». Женат. Двое детей. 

- Первый вопрос, Александр, Вы с детства хотели стать архитектором? 

- Нет. Я поступил на архитектурный назло бабушке и родителям... 

- Вот даже как... А кем же видела Вас бабушка? 

- Бабушка, будучи преподавателем в университете, видела меня конструктором-технологом. Я выбрал архитектурный, по большому счету, еще и потому, что у бабушки не было там знакомых. 

- Интересная позиция. 

- Мой юношеский максимализм никак не сочетался с ее видением на мою судьбу. Она работала в институте и видела меня научным сотрудником, и представление о моей профессиональной судьбе у нее было четкое. С третьего курса я должен был активно начать научную деятельность, писать кандидатскую. Вы поймите, я только со школы, поступаю в институт, а тут за меня все решили. Меня это не устраивало категорически. Моя семья была в шоке, когда я пришел и сказал, что переписал заявление на другой факультет. 

- Понятно. Ну и не пожалели позже о сделанном выборе? 

- Нет, я быстро втянулся, проникся и понял, что это мое. 

- Я, например, думала, что для поступления на архитектурный нужно уметь рисовать. Или нет? 

- Вы понимаете, все думают, что рисовать нужно уметь до прихода в университет - ничего подобного. Академический рисунок - он похож на точные науки. Я вам больше скажу, мой учитель по академическому рисунку Юрий Иванович Киселев, которого, к сожалению, с нами уже нет, говорил, что лучше вообще не уметь рисовать и сюда прийти и научиться, чем переучиваться. Те люди, которые приходили с художественной школы, с той подготовкой, вот их приходилось ему переучивать. В художественной школе, как он говорил, учат, как не надо рисовать. Не в обиду художественным школам будет сказано, просто школы разные. Я, кстати, вступительный экзамен по художественному рисунку сдал на "четверку". Все, что у меня было в руках - это дедовская книга по рисунку. 

- То есть какая-то подготовка все-таки потребовалась... 

- Я вообще маме и сестре сказал за неделю перед экзаменом: "Садитесь, я вас сейчас рисовать буду, тренироваться". К слову, сейчас на базе института архитектуры строительства и транспорта ТГТУ действуют подготовительные курсы по рисунку и композиции и теперь ребята поступают на первый курс вполне подготовленными.

- Есть такое высказывание: "архитектура - это застывшая музыка". С каким стилем, каким жанром музыки можно сравнить современную архитектуру? 

- Ну, наверное, именно с современной. На самом деле, если говорить серьезно, то современная архитектура - это такое многоликое понятие... Если мы углубляемся в историю архитектуры, то те стили, которые существовали раньше, они очень узнаваемые. Мы можем любое здание, если это хороший образчик стиля, легко отнести к той или иной эпохе. А сейчас, ну предположим, если пройдет лет двести с момента нашего интервью... Сможем мы как-то идентифицировать здания построенные в наше время? Сейчас архитектура разделилась на массу направлений. Что я имею ввиду, если в эпоху модерна, барокко или классицизма строились здания любого назначения: жилые, общественные, производственные, то у них все равно были определенные узнаваемые элементы, общие черты. Сейчас, при современном прогрессе, при обширной палитре отделочных материалов стала сложнее и многообразнее и пластика фасадов. Теперь производственные, общественные и жилые здания, в свою очередь разделились на различные направления. Строительные конструкции шагнули сильно вперед, а за ними и образы зданий. 

13900208_262195190830371_7269451885887049774_n.jpg

- Хорошо, тогда продолжим. Что из произведений современных архитекторов на улицах Тамбова Вы бы похвалили, а за что архитектору, ну, если не "руки оторвать", то разжаловать его в дворники? 

- К сожалению, похвалить особенно нечего. Нечего. Сейчас, в силу объединения управлений архитектуры и строительства и инвестиций, архитекторы начали прямой диалог с застройщиками. Последним надо отдать должное, впервые мы слышим о снижении этажности, о том, что они хотят оставить после себя что-то достойное, приходят, советуются, оставляют на согласование фасадные и планировочные решения. Уверен, что при развитии исторической части Тамбова, мы максимально аккуратно будем подходить к этому вопросу, и нам удастся сохранить дух исторически сложившегося пространства. Говоря конкретно про областной центр -  нельзя испортить лицо города, нужно сохранить дух тамбовской купеческой архитектуры, пусть это будут здания с современной функцией, но, я считаю, что все фасадные решения должны перекликаться с исторически сложившимися архитектурными решениями. Пока, вот честно, большинство современных зданий, как раз относятся ко второй части Вашего вопроса.... Сплошь и рядом.... Ошибок много наделано. Общественность такие решения критике подвергает – и правильно. Но к ошибкам и критике тоже можно и нужно относиться по-разному. Какие-то здания «приживаются», какие-то остаются и будут оставаться раной в городской ткани. Хотите пример? Париж. Для меня этот пример очень яркий. Когда строили Эйфелеву башню противников было очень много. Категорическое неприятие идеи было. Наотрез просто. А сейчас? Мы не воспринимаем Париж без нее. Визитная карточка. Мы, конечно, не Париж. Но мы все усилия прилагаем, чтобы сохранить то, что есть. У тамбовских архитекторов полно работы.

- А если говорить о застройке исторического центра Тамбова, это в ближайшей перспективе? 

- Конечно, это реально. Это в ощутимых горизонтах. Особенно самые центральные кварталы города, вы видите, что там снос произведен, и мы уже начинаем с архитекторами и застройщиками работать по фасадными решениями. Пока мы находим общий язык. Пока получается. И надеюсь, что получится. Вот правила землепользования, которые утвердили на прошлой неделе, они содержат в отношении исторических кварталов все положения, которые позволят все это воплотить в жизнь. 

- Работа сложная у главного архитектора? Как Вы восстанавливаетесь, в чем черпаете силы?

- Я не знаю, честно, как на этот вопрос ответить...После объединения двух управлений, объем работы вырос многократно. Сейчас мы собрали коллектив, молодой коллектив, я считаю, что перспективный. Мы определили, что нам нужно делать, как быть с тем наследством, которое нам досталось, а наследство не простое. Все усилия прикладываем, чтобы разрешить проблемные вопросы. И в первую очередь это проблемы, сложившиеся в строительном комплексе... Отдыхать мне некогда. Рабочий день у меня около 12 часов, порой без выходных.

И я понимаю, что главный архитектор и начальник управления вдохновение и силы черпает в самой работе, невзирая на все ее сложности. И восстанавливается прямо на рабочем месте...

После небольшой паузы Александр Филатов  добавляет: 

- Нет,  если свободное время выдается, то конечно провожу его с семьей, когда получается, выезжаем на природу. Иногда на охоту получается вырваться и еще очень помогает спорт. Когда выдается возможность, играю в волейбол. 

-kK5NVvDLms.jpg

Прежде чем перейти к следующему вопросу, отметим, что Александр Филатов был в самом первом наборе факультета архитектуры ТИХМа. Как он сам говорит, "мы лбом пробивали ту дорожку, по которой сейчас уже семнадцатое поколение выпускается". Тогда не было не то что Интернета, тогда не было даже всей необходимой литературы. Студентам-архитекторам всей группой приходилось выполнять задания в пушкинской библиотеке, где не всегда копировальный аппарат работал, через кальку снимая чертежи с единственного экземпляра "Всемирной истории архитектуры". 

- Что бы Вы пожелали молодым архитекторам, которые собираются выбрать, или уже выбрали эту профессию? 

- УЧИТЬСЯ. Учиться. Все дело в том, что сейчас, и спасибо им, что они остаются в строю, у молодого поколения есть уникальная возможность взять максимум не только от молодых преподавателей, но от у мэтров. Это и мой учитель Куликов Александр Сергеевич и Леденева Галина Леонидовна. Это такие преподаватели, из которых можно и нужно "вытянуть" наибольшее количество знаний. Те, кто идут туда, они должны понимать: зачем пришли, понимать, что у них есть небольшой отрезок времени, за который они должны максимально выудить всю информацию из преподавателя, иначе это - просто бестолково проведенные годы. Работодатель, принимая на работу,в разговоре с тобой прекрасно понимает, на что ты способен и обмануть его, как на экзамене со шпаргалкой не выйдет. И нигде, кроме как в университете, нельзя получить требуемый необходимый объем знаний. Мы в институте ночевали. Реально. Правда. В прямом смысле. У нас объявлялся "сплошняк", когда отменялись все пары, и мы занимались только архитектурным проектированием. 

- Современные студенты так учатся? 

- Современные студенты другие. Они в «рабство» к дипломникам не сдаются… Серьезно. А у нас так и было. Когда приходили молодые ребята, им было за счастье поработать с дипломниками. Мы чертили дипломные работы по 8 квадратных метров вручную, и первокурсники с удовольствием делали ту часть работы, которую ему можно было доверить. И он был счастлив. Сейчас... Сейчас все уткнулись в мониторы исчез прямой и постоянный диалог с преподавателем. 

Видно, что Александр Филатов действительно переживает, что за современными технологиями теряется уникальная возможность диалога поколений. Технологии облегчают работу студентов-архитекторов и улучшают качество проектов, но теряется возможность живого диалога педагога и студента и обмена живым опытом поколений. А это печально...

Настало время традиционного блиц - опроса для нашего собеседника. 

- Любимый фильм? 

- "Любовь и голуби" 

- Любимая книга? 

- Вот этот ежедневный многотомник, -показывая на кипу официальных писем, улыбается Александр, - Это малая часть того, что я читаю каждый день. До книг реально не доходят руки. Но любимая книга есть и она, все-таки, из детства: "Одиссея капитана Блада" 

- Любимое блюдо? 

- Я всеяден. Но, наверное, все-таки, хороший стейк - он в приоритете. 

- Хобби? 

- Я увлекаюсь охотой, у меня есть удочка, а если успеваю - волейбол. 

Вместо послесловия. 

Еще один вопрос, который мы не могли не задать. Достроят ли филармонию? Достроят, обязательно и непременно, уверил нас Александр Филатов - главный архитектор области, ратующий за застройку центра Тамбова с обязательным сохранением исторического облика, верящий в свой коллектив и черпающий истинное вдохновение в своей работе.



Фото из личного архива Александра Филатова, управления архитектуры и градостроительства области


Новости на Блoкнoт-Тамбов
  Тема: Лица города Тамбов  
главный архитекторинтересный собеседникЛица городапрофессионалруководитель
0
0