Общество,
29.02.2020 12:00
Общественники предлагают создать фонд помощи жертвам преступлений
Читайте также:
- Тамбовские волонтёры приведут в порядок местные усадьбы (28.02.2020 20:45)
- Станцию Рада Тамбовской области «разделили» на две части (28.02.2020 20:25)
- Тамбовский школьник умер во время соревнований по футболу (28.02.2020 19:20)
Инициатива исходит от общероссийского движения «Сильная Россия».
Авторы проекта считают, что государство должно гарантировать потерпевшим получение компенсационных выплат. Существующая норма Конституции (статья 52) говорит: «государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
Поговорим о том, как это реализуется на практике. Действующим законодательством (Гражданским кодексом) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (Ст. 1064).При этом согласно ст.15 ГК, при определении суммы материальных убытков, причинённых преступлением, необходимо иметь в виду расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Кроме того, при возмещении материального вреда потерпевший может также компенсировать и моральный вред (ст. 151 ГК). Как правило, размеры компенсации морального вреда невелики – судебная практика редко говорит о крупных суммах. И это неудивительно – обязанность доказывания лежит на потерпевшем, а чётко выстроенного механизма, что именно считать моральным вредом, у нас сейчас нет. При этом, об участии непосредственно государства в компенсации того или иного ущерба потерпевшему в действующих законах напрямую не говорится.
Ранее существовала норма, по которой вред, нанесённый собственнику(!) преступлением, возмещается государством по решению суда (ч. 3 ст. 30 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»). Несмотря на действующее положение, применялось оно крайне редко из-за непростой экономической ситуации в стране и организационной необоснованности самой нормы, практика применения крайне скудная.
Что же предлагается сейчас?
- Идею создания особого фонда для помощи потерпевшим неоднократно обозначали жертвы преступлений и их родственники в ходе наших с ними встреч. Поэтому в том числе и от имени этих людей, с их поддержкой мы обратились с такой инициативой к председателю Правительства РФ и председателю Государственной думы, – рассказал лидер Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков для ИА «Общественная служба новостей».
Цветков добавил, что компенсации потерпевшим, как правило, касаются расходов на лечение, погребение или восстановление жилища до суда, потому, что обвиняемые, как правило, не обременены желанием загладить вину перед пострадавшими.
- Мы предлагаем создать государственный фонд помощи людям, пострадавшим от преступников. Именно государство должно гарантировать жертвам преступлений получение всех компенсационных выплат, или, хотя бы на лечение, погребение, восстановление единственного жилья. И, конечно, необходимо компенсировать из этого фонда все расходы на адвокатов и юристов для потерпевших. Поскольку сегодня государство предоставляет бесплатного адвоката преступнику, но не его жертве. Эту несправедливость нужно устранять, – уточнил лидер «Сильной России».
Финансирование фонда предлагается делать из нескольких источников – федеральный бюджет, реализация арестованного имущества, конфискованные денежные средства, полученных преступным путём, штрафы, часть заработка осуждённых в местах лишения свободы.
На наш взгляд, при создании подобной структуры есть два результата: положительный и отрицательный. Положительный момент состоит в том, что потерпевшие гарантированно (это важно) получат возмещение вреда от преступления. А негативное последствие кроется в том, что для реализации подобных инициатив придётся переработать несколько действующих законов (УК, ГК, УПК). На это потребуется длительное время. Вторым отрицательным моментом, на наш взгляд, будет то, что многие преступники перестанут сами непосредственно нести обязанность по возмещению причинённого вреда потерпевшему, потому как теперь этим займётся Фонд. И опять – как взыскать с осуждённого (теперь уже государству) потраченные средства? Ответ : снова перерабатывать действующее законодательство.
«Блокнот» продолжит транслировать федеральные новости, которые так или иначе коснутся тамбовчан.
Новости на Блoкнoт-Тамбов
Авторы проекта считают, что государство должно гарантировать потерпевшим получение компенсационных выплат. Существующая норма Конституции (статья 52) говорит: «государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
Поговорим о том, как это реализуется на практике. Действующим законодательством (Гражданским кодексом) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (Ст. 1064).При этом согласно ст.15 ГК, при определении суммы материальных убытков, причинённых преступлением, необходимо иметь в виду расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Кроме того, при возмещении материального вреда потерпевший может также компенсировать и моральный вред (ст. 151 ГК). Как правило, размеры компенсации морального вреда невелики – судебная практика редко говорит о крупных суммах. И это неудивительно – обязанность доказывания лежит на потерпевшем, а чётко выстроенного механизма, что именно считать моральным вредом, у нас сейчас нет. При этом, об участии непосредственно государства в компенсации того или иного ущерба потерпевшему в действующих законах напрямую не говорится.
Ранее существовала норма, по которой вред, нанесённый собственнику(!) преступлением, возмещается государством по решению суда (ч. 3 ст. 30 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»). Несмотря на действующее положение, применялось оно крайне редко из-за непростой экономической ситуации в стране и организационной необоснованности самой нормы, практика применения крайне скудная.
Что же предлагается сейчас?
- Идею создания особого фонда для помощи потерпевшим неоднократно обозначали жертвы преступлений и их родственники в ходе наших с ними встреч. Поэтому в том числе и от имени этих людей, с их поддержкой мы обратились с такой инициативой к председателю Правительства РФ и председателю Государственной думы, – рассказал лидер Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков для ИА «Общественная служба новостей».
Цветков добавил, что компенсации потерпевшим, как правило, касаются расходов на лечение, погребение или восстановление жилища до суда, потому, что обвиняемые, как правило, не обременены желанием загладить вину перед пострадавшими.
- Мы предлагаем создать государственный фонд помощи людям, пострадавшим от преступников. Именно государство должно гарантировать жертвам преступлений получение всех компенсационных выплат, или, хотя бы на лечение, погребение, восстановление единственного жилья. И, конечно, необходимо компенсировать из этого фонда все расходы на адвокатов и юристов для потерпевших. Поскольку сегодня государство предоставляет бесплатного адвоката преступнику, но не его жертве. Эту несправедливость нужно устранять, – уточнил лидер «Сильной России».
Финансирование фонда предлагается делать из нескольких источников – федеральный бюджет, реализация арестованного имущества, конфискованные денежные средства, полученных преступным путём, штрафы, часть заработка осуждённых в местах лишения свободы.
На наш взгляд, при создании подобной структуры есть два результата: положительный и отрицательный. Положительный момент состоит в том, что потерпевшие гарантированно (это важно) получат возмещение вреда от преступления. А негативное последствие кроется в том, что для реализации подобных инициатив придётся переработать несколько действующих законов (УК, ГК, УПК). На это потребуется длительное время. Вторым отрицательным моментом, на наш взгляд, будет то, что многие преступники перестанут сами непосредственно нести обязанность по возмещению причинённого вреда потерпевшему, потому как теперь этим займётся Фонд. И опять – как взыскать с осуждённого (теперь уже государству) потраченные средства? Ответ : снова перерабатывать действующее законодательство.
«Блокнот» продолжит транслировать федеральные новости, которые так или иначе коснутся тамбовчан.
Игорь Юрьев
Новости на Блoкнoт-Тамбов