Тамбовские автостраховщики рассказали о новых условиях и старых проблемах ОСАГО
Как нам стало известно, страхование автоотвественности опять находится в процессе реформирования, причем разнопланового.
Здесь и натуральное возмещение, и возможное введение франшизы. Вопросы страхования важны для каждого собственника автотранспортного средства.
Именно поэтому сегодня собеседником «Блокнота Тамбова» стал человек, который смог ответить на самые животрепещущие вопросы автовладельцев - директор Тамбовского филиала страховой компании ЗАО "МАКС" Станислав Попов.
- Госдума одобрила во втором чтении уточненную редакцию законопроекта о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Законопроект в корне меняет систему возмещения убытков при аварии. Мнения о его плюсах и минусах расходятся как в среде автостраховщиков, так и автомобилистов. Последние считают, что законопроект не в их пользу. А на ваш взгляд, не получится ли, что он усложнит жизнь представителям страхового бизнеса?
- Действительно, Государственная Дума подготовила данный законопроект и Президент РФ подписал закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО, который вступает в силу 28 апреля 2017 года. Поправки, действительно, изменили в целом весь рынок страхования обязательной гражданской ответственности автовладельцев.
Главное нововведение, это отмена денежных выплат в качестве возмещения ущерба. Теперь, в большинстве случаев, потерпевшие водители смогут рассчитывать только на натуральное возмещение ущерба, причиненного транспортному средству. То есть, страховщики будут давать направление в технический центр для проведения восстановления ущерба.
Не то чтобы этот закон усложнил жизнь представителям страхового бизнеса, но определенные сложности, конечно же, будут. Так, согласно новым поправкам, срок ремонта должен быть проведен в течение 30 дней со дня предоставления транспортного средства в технический центр. В случае нарушения установленных законом сроков ремонта, страховую компанию ждет крупный штраф.
- А могут водители выбирать сервисный центр для ремонта?
- Такое право за потерпевшим водителем осталось. Правда, выбирать придется только из списка тех технических центров, с которыми страховая компания заключила соответствующие договоры. Это определенный плюс для страховщиков. Закон в некоторых случаях, при наличии согласия автостраховщика, разрешает потерпевшим выбирать автотехцентр для проведения восстановительного ремонта, вне списка страховой компании, но для этого потерпевшему автолюбителю нужно обосновать свой выбор.
Немаловажно также, что законом предусмотрена гарантия на восстановительные работы по ОСАГО. После проведения ремонта автомобиля, побывавшего в ДТП, гарантия на все виды ремонтных работ составляет полгода, а на кузовной и лакокрасочный ремонт - год.
К тому же, изменилось максимальное расстояние для местонахождения автотехцентров. Если в первоначальном проекте указывалось расстояние до 200 км, то теперь оно сократилось до 50 км от места ДТП или места проживания потерпевшего.
Не скроем, что многим страховщикам натуральное возмещение кажется дорогим, так как при ремонте по ОСАГО не будет учитываться износ автомобиля, но это лучше, чем платить огромные деньги страховым мошенникам и криминальным автоюристам. Страховым компаниям хотелось бы, чтобы выбор конкретной СТО все же остался за ними. Ведь вполне логично, что раз страховщики несут ответственность и за качество ремонта, и за его сроки, то именно они и должны решать, в каком автосервисе ремонтировать машину.
- Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает ограничить выплаты по ОСАГО "снизу" - ввести так называемую франшизу, неоплачиваемую часть убытка при авариях. Как вы считаете, этот шаг взаимовыгоден и для страховщиков, и для водителей? И выгоден ли он вообще?
- У многих страховщиков присутствуют сомнения, что новая схема приведет к снижению активности «черных автоюристов» и снизит судебные издержки страховых. Первоначальная редакция законопроекта о натуральном ОСАГО была более гибкой, однако в процессе доработки требования ужесточили, что, с одной стороны, защитило клиента, с другой — сделало натуральное возмещение рискованной практикой для страховщиков.
Один из инсайдеров рассказал нам, что ряд крупных страховщиков не планируют подписывать договоры с сервисами в некоторых регионах просто потому, что срок поставки запчастей близок к тридцати рабочим дням, оговоренным законом. Новый закон был разработан в шлейфе жалоб страховщиков на убыточность ОСАГО, но есть вероятность, что он не решит поставленной задачи, поскольку оставляет широкое поле для манипуляций. Именно поэтому страховщики уже начали лоббировать новые изменения в закон об ОСАГО, например, введение франшизы в размере 10-15 тысяч рублей.
- Автовладельцы сегодня могут оформить электронный полис ОСАГО. С 2017 года практически все компании должны предоставлять такую возможность. Есть ли статистика, сколько тамбовчан пользуются такой возможностью? И если такая форма развивается не очень активно, то почему? При всем, казалось бы, ее удобстве.
- Статистика есть, но дело даже не в цифрах. Так, за весь 2016 год в Тамбовской области было оформлено всего 1275 электронных полисов ОСАГО. С 2017 года, после ужесточения требований, положение вещей несколько изменилось. Мы видим, что за три месяца нынешнего года цифры подросли – уже сейчас цифра оформленных е-осаго составляет 7322 полиса.
Но и это не слишком впечатляющее количество от общего числа оформленных полисов всеми компаниями. И в этом виноваты не столько страховые компании, сколько сами автовладельцы. Конечно, бывают сбои в программах страховых компаний, «виснет» база РСА, но очень много автолюбителей просто физически не в состоянии оформить электронный полис. Кто-то до сих пор на «вы» с компьютером, а у кого-то его отродясь не было. Автовладельцы из сельских районов предпочитают старые добрые бумажные полисы. Городская молодежь, напротив, оформляет е-осаго так же просто, как билеты на поезд или самолет. Поэтому, наскоком проблему с электронными полисами не решить. Да, возможно, и нет необходимости. Главное, чтобы каждый автовладелец мог получить услугу в любом удобном для него виде, будь то бумажный полис или электронный.
Страхование автогражданской ответственности в России является обязательным, а значит, волнует каждого, кто поворачивает ключ зажигания в своем транспортном средстве. Насколько просто всем сторонам будет действовать в новых условиях, покажет жизнь.
А пока "Блокнот Тамбова", по традиции, желает автомобилистам «ни гвоздя, ни жезла» на дороге.