Тамбов Пятница, 22 ноября

Как нам благоустроить Студенец

Уникальный водоём в центре Тамбова всё ещё можно преобразить из свалки в прекрасный парк.

В последнее время Тамбов немного потряхивает от грандиозных проектов. Всё началось с озвученной идеи «отзеркаливания» Набережной и продолжилось конкурсом проектов благоустройства Красненского карьера. Все эти проекты требуют гигантских финансовых вложений. А вот про идею благоустройства прибрежной территории Студенца, которая тоже стоит недёшево, но в итоге может дать куда больший эффект в городской жизни (экологии, рекреации, водоотведения, физкультуры и спорта) все почему-то забыли.


Хотя недавно глава региона вспомнил про Студенец, заявив, что надо как-то привести его в порядок от улицы Базарной до старинных конюшен, которые, несмотря на статус памятника истории, находятся в ужасном состоянии, хотя тот самый «Газпром», который «мечты сбываются» обещал привести их в порядок. Но, как выяснилось, «мечты сбываются» не у всех и не всегда.

Наверное, стоит начать с того, что река Студенец на протяжении всей истории Тамбова служила ему верой и правдой, причём «не щадя живота своего». То есть сначала она была естественным фортификационным «сооружением», защищая крепость Тамбов с севера, из неё брали воду для питья и полива, в ней стирали бельё, заставляли вращать мельничные колеса, а в итоге стали сливать грязь и нечистоты, используя как канализационную трубу. В общем, типичная судьба городской реки. Во многих городах и странах с реками происходило что-то подобное, но до тех пор, пока люди, схватившись за голову, не начинали говорить: «что же мы натворили», или же природа просто начинала мстить за себя.

О планах по реанимации Студенца говорили давно. Ещё в конце 80-х годов на страницах газеты «Тамбовская правда» писали о том, что речку замусорили, а её надо расчищать и благоустраивать. Именно на берегу Студенца, в сквере, на месте которого сейчас ТРЦ «Акварель», существовала единственная в городе собачья площадка. При этом берега активно «обустраивали» гаражные кооперативы, которые вываливали в реку мусор тоннами.

Но судьба Студенца волновала исключительно общественность города. Так, в начале 90-х общество «Мемориал», в котором было и экологическое крыло «зелёных», организовало один из первых субботников на Студенце. Убирали мусор вручную, по колено в воде.

Экономические реформы 90-х принесли немало бед и со стороны нового экономического класса – бизнеса. На берегах реки в опасной близости от воды появились многочисленные АЗС и автомойки. Начался делёж участков под гаражи и прочие хозяйственные и деловые постройки. О речке особо не вспоминали. Правда, тогдашний мэр Тамбова Алексей Ильин не раз заявлял, что Студенец мёртв и его надо «похоронить в трубу». А сверху чего-нибудь построить «нужное».

Однако затем сити-менеджер Тамбова Петр Черноиванов впервые заявил об идее устройства двухуровневой набережной на самой благоустроенной части реки – от Державинского моста до моста братьев Замятиных. Городские власти стали говорить о том, что реку надо очистить «и сделать её привлекательным местом с территорией вокруг Студенца».

Но дальше разговоров дело так и не пошло. Зато началось строительство «чего-нибудь нужного». Построили ТРЦ «Акварель», уничтожив собачий сквер, а затем на самом красивом и благоустроенном участке реки решили строить ТРЦ «Альбион», который затем переименовали в «Студенец». Застройщик обещал расчистку и благоустройство участка реки. Но этого не произошло. Между тем, в эти годы появились первые проекты молодых архитекторов, предлагавших варианты благоустройства Студенца. Одним из самых известных стал проект, предполагавший зонирование участков прибрежной территории и поэтапное благоустройство «от простого к сложному».


Автором другого проекта стал архитектор Сергей Сарычев. По его словам, актуальность идеи расчистки и благоустройства Студенца со временем только растет.

– Последние тридцать лет Тамбов жил в постсоветском состоянии, основой которого и было эксплуатация советского наследия, выжимание из него ресурсов до последней капли. Эта модель себя исчерпала, потенциала роста в ней не осталось, – говорит он. – Сейчас разрабатывается новая модель социально-экономического развития и её обязательными элементами будут следующие:

– создание максимально комфортных условий для активной части населения (особенно молодежи), чтобы приостановить сильный отток ее из региона;

– ставка на экологию как один из самых ценных ресурсов Тамбовщины.

В Тамбове среди тысячи проблем есть две, которые не были решены ни в советское время, ни в постсоветское. Это старая дореволюционная застройка и река Студенец. По «традиции», обе эти проблемы никогда не относились к жизненно важным, поэтому их решение всегда откладывалось на потом. Решение обеих этих задач позволит преобразить город Тамбов, сделать его соответствующим духу времени.


Благоустройство реки Студенец соответствует двум главным трендам в развитии города Тамбова: создание комфортной инфраструктуры для активной части населения и поддержка имиджа города, как самого экологически чистого региона России.

По словам Сергея Сарычева, есть как минимум три важных причины, по которым надо провести реабилитацию Студенца:

– Историческая память. Студенец сыграл важнейшую роль, для определения места основания Тамбова.

– Экологическая. Зеленые зоны в городе распределены очень не равномерно, и создание новых совсем не помешает.

– Наведение порядка в центре города. По действующему генплану Студенец, на всём своём протяжении, – рекреационная зона, но по факту рекреацией не является, ни на одном из своих участков от истока до устья. Это брошенная, отверженная территория в самом центре города, место свалок и сбора асоциальных элементов. Современный город не должен себе такое позволять.


По его мнению, есть и три шага реабилитации реки: подготовительный этап, исследование реки, фиксирование естественных притоков, санкционированных и несанкционированных сбросов, мест свалок, поднятие уровня воды.

1 шаг. Экологическая реабилитация. Устранение несанкционированных сбросов, устройство очистных коллекторов, биодренажей на естественных стоках, вывоз мусора. В последующем необходимо заняться заиливанием реки, это задача более высокого уровня, но есть опыт борьбы с заиливанием и в России, и за рубежом.

2 шаг. Необходима замена сорняковой растительности (деревьев) на ценные и редкие виды растений. Цель, превратить прибрежную территорию из брошенной в уникальную.

3 шаг.  Создание необходимой инфраструктуры, пешеходных и велосипедных трасс, площадок для отдыха. Освещение, как основа безопасности территории. Экологическая трасса от Олимпийского парка и до впадения Студенца в Цну, с последующим соединением с Набережной.

– Вариантов, как это сделать, масса. Для примера: Студенец как «Река времени», создание тематических зон отдыха, которые помимо рекреационной функции будут нести и образовательную. Зоны отдыха, стилизованные под скифскую стоянку, мордовскую деревню, славянское поселение, деревянная мельница у «Деметры», создать державинскую набережную у Державинского моста, парк модерн у моста Замятиных и так далее, – говорит он.


Стоило бы добавить, а какой простор для творчества открывает идея проведения конкурса проектов благоустройства Студенца! Он точно даст возможность горожанам проявить свою любовь к городу, его истории и узнать её получше.

Кстати, об истории. Вот, что рассказывает Алексей Ермаков, написавший серию статей о Студенце:

– Сведений из истории Студенца и территории около него до нашего времени дошло не так уж и много. Но и по ним можно судить, что река всегда выполняла исключительно утилитарные функции. А о каком-либо благоустройстве, или как сейчас принято говорить о рекреации, информации вообще практически нет.

До прихода русских поселенцев это был источник воды для питья и хозяйственных нужд. Естественно, что рыбу в нем ловили. После возведения крепости он усиливал её оборону с севера. Но вот незадача – полноводным он никогда не был, а летом зачастую вообще пересыхал. Поэтому на Студенце для создания запаса воды стали строить плотины, соответственно, появились и мельницы. Их пруды были очень кстати для тушения обычных для «деревянного» города пожаров.


По-видимому, пользовались горожане Студенцом без особых последствий для здоровья сравнительно недолго – им понадобилось всего лишь 100-150 лет, чтобы сделать ранее чистую студеную воду в центре города непригодной для питья. А вот торговые бани продержались подольше – по крайней мере, в 1832 году они ещё работали. А всё из-за использования реки в качестве свалки и канализации. Например, в описи 1785 года читаем, что «запружением плотины для мельницы на реке Студенце от стоячей воды происходит вредный запах, потому что и воды в ней летом очень мало и, несмотря на попечение коменданта, близ живущие обыватели бросают в оный пруд всякую нечистоту, отчего приключаются разные болезни в людях». То есть, даже тогда было понимание, что так делать нельзя, и какой-то контроль присутствовал, но...

И это при населении менее 10 000 человек. Но Тамбов-то увеличивался, а вместе с ним и количество горожан, которые содержали на своих дворах лошадей, коров и другую живность. Поэтому повсюду росли и горы навоза (впрочем, и других нечистот, включая даже трупы животных). Львиная доля этого «добра» во всей красе и аромате проявлялось весной в «любимых» тамбовчанами местах – на берегах Студенца, Гаврюшки, в крепостных рвах и в обводной канаве (ул. Пролетарская). Причём навоза было так много, что в 1874 году некие супруги Пирлих запросили разрешение на постройку заводика по производству из него селитры в районе нынешнего Завода подшипников скольжения. Пикантность ситуации в том, что это практически на притоках Студенца – Успенских родниках, из которых хотели брать воду по первому проекту городского водопровода. Но «губернское правление по врачебному отделению отозвалось, что завод не может иметь вредного влияния на здоровье и порчу воды, если самое приготовление селитры будет производиться правильно». Ключевое слово – «если». Есть свидетельства, что ситуация со свалками была актуальна и в конце 19 века. Понятно, что навоз и нечистоты с мест «весеннего сбора» сдвигались и смывались в Студенец и Цну.


Следует добавить, что примыкающие к реке стороны улиц Студенецкой и Студенецкой Набережной долгое время почему-то не были застроены. Вполне возможно, что из-за плотин, высокая вода которых оказалась бы в подвалах, или же опасались неустойчивых грунтов. Но пойма совсем уж не пустовала. У Чугунного моста (ул. Базарная) одно время торговали скотом, в нескольких местах были устроены «лесные пристани» – склады строительных материалов и дров, район Пролетарской облюбовали кузнецы.

Можно предположить, что от улицы Пролетарской и ниже на рубеже 19-20 веков было довольно чисто (с нынешней вакханалией не сравнить), по крайней мере летом, о чем можно судить по фотографиям того времени.

И как-то сложно говорить о загрязнении реки и берегов в месте, где долгое время располагался фруктовый сад (у ул. К. Маркса), а позже выделили место под церковную школу.

Но целенаправленно, судя по всему, о благоустройстве поймы и не задумывались. А зачем, если у города текла куда как более интересная для отдыха река? А прогуляться можно было по бульвару у собора или в саду Коннозаводского собрания (хотя он был единственный в городе). Если что предлагалось и делалось, то исключительно решая насущные потребности. К таковому можно отнести решение проблемы размыва берегов устройством набережной между улицей Базарной и Карла Маркса, в 1874 году ещё свободных от застройки. По мнению архитектора, дополнительно это давало запас воды и позволяло «развести на них скверы, предоставляющие огромный резервуар свежего, чистого воздуха, в каковом здесь чувствуется недостаток, от близкого соседства базарной площади заражающей вредными испарениями». К сожалению, «по неимению средств на исполнение онаго, оставили таковое без последствий, до более благоприятного времени». Кстати, такие инициативы стали возможны только благодаря работе местного самоуправления, на тот момент только входившего во вкус управления городскими процессами.

В редких случаях Студенец представлял условия, каких не было на Цне. Так в 1876 году «Высочайше утвержденное Тамбовское Общество Любителей Конского Бега просит у Городской Думы дозволения устроить на реке Студенце, по левую сторону Чугунного моста (от Базарной в сторону Пролетарской) зимний бег, для чего дозволить Обществу устроить шлюз (плотину)». Ему (Обществу) отказали, но разрешили коннозаводчикам и охотникам расположиться между Базарной и К. Маркса. Несомненно, что для бегов нужны были большая территория, а также толстый и надёжный лёд, с которым были проблемы на Цне, но на Студенце его обеспечивала плотина у К. Маркса. Выбор был обоснован и близостью Сенной площади (Центрального рынка), «рабочего места» устроителей бегов. Неизвестно, сколько бы эти развлечения продолжались, если бы в 1878 году плотину не прорвало. Но сравнительно большой пруд всё же остался, поэтому в 1880 году Дума позволила устроить на нем каток. Удивительно, но «соседство базарной площади, заражающей вредными испарениями», не останавливало любителей, как тогда говорили, увеселений на Студенце.

В заключение просто необходимо добавить несколько важнейших причин необходимости благоустройства Студенца. Эта река появилась в наших краях не просто так. Просто так у природы ничего не бывает. Тамбов, в большинстве своём, расположен в болотистой местности, и проблема водоотведения в городе была острейшей с древнейших времен. Речек, речушек и ручьев в городе было очень много, и все они отводили воду. Студенец при этом играл важнейшую роль. Несмотря на свою небольшую длину – чуть более 7 километров, он собирал воду со значительной территории, при этом перепад высот истока и устья Студенца составляет около 60 метров!


– Практически горная река, можно было бы рафтинг устраивать, будь она полноводнее! – пишет Алексей Ермаков и цитирует губернского землемера Нестерова сказавшего в 1789 году следующее:

 «Имеется речка Студенец, которая во время полой воды, по быстрине и свирепости своей, причиняет великий вред, смешанный с песком, который протекающую под городом Тамбовом реку Цну из давних лет всю засыпал, и ныне оная течение не имеет».

И позднее Студенец, в т.ч. благодаря таким перепадам, проявлял свой буйный характер, снося на своем пути плотины, размывая русло и губя людей. Но за столетия и тамбовский люд погубил немало рек. Нет уже Гаврюшки, Ржавца… Только краеведы помнят по речках и речушках, пересекавших нынешнюю улицу Интернациональную, железнодорожную, о прудах и болотах в черте города, остатки которых можно еще найти в старых кварталах Тамбова.

Да и Студенец обкорнали. Все уже забыли про источники на Сабуровской, о настоящем истоке Студенца, практически на котором устроили квартал многоэтажных домов (построили что-то «полезное»). Только природа редко прощает такое к себе отношение. Отсюда вода в подвалах, поднятие уровня грунтовых вод и множество всяких других неприятностей и опасностей для людей и чего-то «полезного». Студенец напомнил о себе летом 2021 года после обильных дождей, когда ливневая канализация просто не справилась с водоотводом и горожане весело катались на ватрушках по улицам, превратившимся в горные реки.

Судя по всему, пока наши власти каких-то особых планов на Студенец не имеют. Известно, что по проекту областного управление природоохраны в этом году должны пройти работы по расчистке 500-метрового участка реки от впадения ее в Цну до «Девичьего» моста. То есть до Рассказовского шоссе. В городской же администрации о планах на Студенец сообщили следующее:

– В настоящее время администрацией города Тамбова проводятся мероприятия по разработке эскизных вариантов благоустройства набережной реки Студенец, где будут представлены различные варианты благоустройства, в том числе зоны отдыха, пешеходных дорожек, озеленения.


Ежегодно, с целью поддержания надлежащего санитарного состояния русла реки Студенец при содействии администрации города в период месячников по благоустройству городской территории организуются субботники с участием общественников, волонтеров и органов местного самоуправления.

Строительство гаражей, АЗС и иных технических и производственных объектов осуществлялось в соответствии с действующим на момент строительства законодательством. В рамках осуществления муниципального земельного контроля будут запланированы мероприятия по инвентаризации размещенных в водоохранной зоне реки Студенец объектов. При выявлении незаконных или безхозных строений будут приняты решения в соответствии с действующим законодательством.

Планы заключения реки Студенец в какое-либо техническое сооружение в настоящее время не рассматриваются.

Не забывайте подписываться на наш телеграм - t.me/bloknot_tambov_68

Михаил Карасев


Новости на Блoкнoт-Тамбов
ТамбовгородСтуденецприродарекаспасение
0
0