Тамбов Четверг, 25 апреля

Неизвестный Студенец

В июле прошлого года после того, как было объявлено об аномальных ливнях, город «поплыл». Причём самое захватывающее «зрелище» наблюдалось на, казалось бы, наиболее защищённом от наводнения месте – в прямом и переносном смысле на Бугре (пересечении Чичерина и Мичуринской).

Виновницей назначили ливневую канализацию, точнее, её строителей и проектировщиков. Но на совещании в администрации, обратили ли вы на это внимание, неожиданно и как-то вскользь прозвучало, что как раз здесь проходила «бывшая балка притока реки Студенец»  – самое низкое место в округе, поэтому скопление здесь воды вполне естественное явление.

А что среднестатистическому горожанину известно про Студенец, кроме того, что он существенно повлиял на выбор места основания Тамбова? Увы, но совсем немного. Небольшая река, скорее ручей, течёт через весь город. Застроен, где можно и где нельзя, постройками различного назначения – «золотой телец» в связке с бесхозяйственностью разрешает всё. Давно превращён горожанами в канализацию, русло завалено мусором, да и запах от реки местами соответствующий. Место круглогодичного обитания большого количества уток, которые непонятно как умудряются выживать в таких условиях. До реки никому нет дела, за исключением небольшого количества «местных сумасшедших». Естественно, найдутся тамбовчане, которые скажут «а вот раньше». А поскольку «раньше» обильно приправлено легендами, «бабушка рассказывала» и т.п., то предлагаем узнать немного больше о градобразующей во всех смыслах реке.

Начнём с объяснения исторических причин прошлогоднего потопа. Для большинства жителей Тамбова исток Студенца находится где-то недалеко от пересечения Мичуринской и Магистральной.

Да, на фотографиях он. Как вам картина?



Положительных эмоций картина не вызывает точно. Но так было не всегда. Жители района помнят, что русло с характерной растительностью тянулось от гаражей до ул. Сабуровской и Питомника Зеленхоза. Некоторые говорят, что ещё застали пруд между Сабуровской и Селезнёвской. Да и про родники пишут, что они ещё существовали в 1992 г. (Елена Сергина) – два по тому месту, где сейчас ул. Бабарыкина и самый большой, даже облагороженный – там, где сейчас подстанция на пересечении Бабарыкина и Селезнёвской.



На снимке 2004 г. еще видны остатки русла реки.

Ну, и наглядная картина, чем всё закончилось в результате застройки.


2021 г.

Всё течёт, всё меняется. В лучшую или худшую сторону – вопрос.

На карте 1862 г. один из отрогов оврага, предположительного истока реки, та самая балка при наложении на современную карту практически совпадает с описанием Е. Сергиной. А дальний отрог находился на пересечении Селезнёвской и железной дороги, почти на водоразделе Студенца и Липовицы.



Тамбовчане на рубеже 21 века уже «добивали» верховья, а начало было положено, судя по карте, ещё в 19 веке. Прямоугольник с буквами ЦЗ – не что иное, как церковные земли, а по факту огороды, выпасы или поле. Недалеко от города, рядом с дорогой, вода под ногами – идеальное место для сельского хозяйства. Вот только иногда много воды, что плохо (Придётся её немного в сторону отвести). Можно предположить, что и питомник появился в своё время на этом месте в т.ч. из-за наличия дармовой воды.

И сейчас в районе Олимпийского парка между улицами Верстовского и Глазкова значительное понижение местности, многим невидимое. Пока сухо! А при сильных дождях перекрёсток Мичуринской и Чичерина заполняется водой, которая до масштабного строительства и перекрытия естественных стоков частично впитывалась, а избыточная уходила в Студенец. Причём площадь водосбора более 3 квадратных километров! Конечно, как говорилось выше, не обошлось и без проектировщиков и «строителей» ливневой канализации, которые вольно или невольно этот катаклизм и сотворили.



Вы, наверное, обратили внимание на указатель высоты на карте в районе истока. Примерно на пересечении ул. Степной и ул. Мира находится самая высокая точка Тамбова – 183 метра над уровнем моря. «Старый» исток немного пониже – 169,6 м, а устье реки – 112,5 м. Т.е. мы имеем перепад высот 57 метров на всей длине Студенца.



Практически горная река, можно было бы рафтинг устраивать, будь она полноводнее! «Имеется речка Студенец, которая во время полой воды, по быстрине и свирепости своей, причиняет великий вред, смешанный с песком, который протекающую под городом Тамбовом реку Цну из давних лет всю засыпал, и ныне оная течение не имеет». Вне всякого сомнения, эта фраза губернского землемера Нестерова из 1789 г. знакома многим. И позднее Студенец, в т.ч. благодаря таким перепадам, проявлял свой буйный характер, снося на своем пути плотины, размывая русло и губя людей.

По разным классификаторам Студенец относится к незначительным, либо очень малым рекам. Его протяжённость от нынешнего «истока» до устья у Рассказовского шоссе примерно 7,6 км. В былые времена она увеличивалась до более чем 10 км, а потом уменьшалась. Про то, как реку укоротили примерно на пару километров в верховьях вы уже прочитали выше. Но были еще разного рода изменения естественного русла, которые начались еще в конце 18 — начале 19 века и, к сожалению, происходят в наши дни.

Попробуем с этим разобраться с помощью карт и планов в хронологической последовательности.


Карта для понимания рельефа нижнего течения Студенца.

В границах Рассказовского шоссе, ул. Московской и Колодезного переулка низменная, местами заболоченная, равнина. Т.е. Цне, её притокам – Студенцу и Чумарсе – всегда было место, где разгуляться, новое русло себе пробить, зарасти и заболотиться, что на протяжении тысяч лет происходило неоднократно. Но в короткий, исторически нам известный промежуток времени, без вмешательства человека подобные метаморфозы, как правило, произойти не успевают.

На плане тамбовской крепости 1710-1720 г. Цна с притоками Студенцом и Чумарсой свободно несёт свои воды вдоль крепости и слобод (нынешней ул. Московской), а ниже по течению сливается с речкой Кривой р. Ценской, рукавом Цны в Пригородном лесу. Даже по этому условному плану понятно, что Студенец впадает в Цну недалеко от монастыря, о чём, собственно, все знают.


1710-20 г. План Тамбовской крепости. РГВИА. ф. 349. Оп. 59. д. 179.

В 1780 г. по существу ничего не изменилось, устье Студенца на прежнем месте. Но это уже не схема, а карта, где более-менее в масштабе показано расположение рукавов Цны. Ерик, говоря научным языком, всего лишь спрямляющая протока, текущая от Покровской церкви через Дворики до слияния с Цной, но увы, не то, что мы сейчас называем каналом.


1780 г.

Год тот же, а ситуация несколько иная. Что это за «обрубок» Цны? Парадоксальная и необъяснимая ситуация: Цна не справилась, зато Студенец пробил себе дорогу по её руслу. Отсюда закономерный вопрос: а точно ли Цна стала до такой степени непроточной, что появилась необходимость в канале? Ответа мы, скорее всего, не узнаем никогда, потому что его строительство при отсутствии объективных и важных для города причин попахивает всего лишь освоением денег, а такие дела и в те времена не документировались. Что ж, зато Студенец стал длиннее на 2 километра.


1780 г.

Дальнейшее изменение русла Студенца в низовьях произойдет во второй половине 19 века и в основном будет связано именно с каналом, а точнее с построенной Сухановым на нём или на Ерике мельницей (на её месте сейчас стоит «Гидра»). В настоящее время никто не может точно сказать, когда же он прорыт. Имеющаяся информация позволяет говорить только про период с 1789 по 1801 год. Продолжаются споры и о его местоположении.

На карте 1832 г. Студенец продолжает течь вдоль Московской в старом русле Цны, и впервые прочерчивается канал. Как видим, еще осталась старица Цны, куда сбрасывается вода с рабочего колеса мельницы на Студенце, но полноценного течения там, видимо, нет, во всяком случае, большая часть воды уходит в канал.


1832 г.

И в 1856 г. мало что изменилось.


1856 г.

Но теперь мы понимаем, что воды Студенца и Чумарсы впадают в канал-Ерик немного выше мельницы, что явно было и при её строительстве. И вот ведь «неожиданность» – Студенец во время половодья и сильных дождей теперь его «засыпает». Да так, что это мешает работе мельницы, чему есть более поздние документальные подтверждения в архивах.

Но отличие всё же есть, и существенное – один рукав Студенца уходит вправо после монастыря. Сам «пробился» или место под огороды начали отвоёвывать (под склоном напротив Земской больницы)?

1888 г. Чумарса сама отделилась от Студенца и «утекла» за плотину или человек помог? Предположим, что в 70-ых годах (на 1888 г. мельницы на канале-Ерике, судя по всему, уже не было) хотели уменьшить сброс ила, песка и т.п. перед мельницей. А рукав от монастыря стал основным руслом в результате «победы» огородов.


1888 г.

1914 г. И вот практически известная нам картинка. На месте мельничной плотины построена ГЭС, в обиходе сейчас называемая «Гидрой». Устье Студенца кардинально отдалено от её плотины, а Чумарса окончательно обосновалась на выделенном ей месте.


1914 г.

Зачем в этот раз перенесли русло? Наученные горьким опытом «засыпания» мельницы решили перестраховаться? И это тоже, но основная причина думается всё же другая. Строительство ГЭС было возможно только на сухом русле, поэтому Ерик в Двориках был предварительно частично засыпан, где-то канале построили временную плотину, а воды Цны направили в протоки. Но и со Студенцом что-то надо было делать. Времени с момента строительства прошло не так уж и много, но мы до сих пор не знаем, как отводили его воду. Возможны всего два варианта: первый спрямить Студенец до Чумарсы, второй – повернуть русло, как оно расположено сейчас. Во втором случае получается, что Студенец первый и последний раз тёк по руслу Цны против её течения.

Увы, в очередной раз перенесение русла не помогло. Именно поэтому в 1927 г. появилось «Обращение Губернского Общества Краеведения в Губ. Плановую Комиссию…», где среди прочего предлагалось для уменьшения «обмеления р. Цны в р-не гидростанции, вследствие отложения массы песку, приносимого р. Студенцом из оврагов, расположенных в его верховье … устроить пропуск р. Студенца по прямому прокопанному руслу ниже гидростанции». Сейчас сложно судить о пользе или вреде последствий этой инициативы, но предложение не реализовано – видимо, у страны были другие приоритеты.
Желание перекраивать русло под себя не пропало и в дальнейшем, хотя не всегда это было оправдано объективными потребностями города и горожан. В советские времена большой мукомольный завод, разросшийся из построенной в 1891 г. первой в Тамбове паровой мельницы Егоровых, «сдвинул» русло к Студенецкой Набережной. А в 2013 г. левый берег загромоздила, отобрав единственную в городе площадку у собаководов, и тоже подкорректировав реку, но уже в сторону Студенецкой, сейчас практически ни кому не нужная «Акварель».



К изменению русла можно отнести его заключение в коллектор. Первое произошло в 1970-ые годы. Мешал Студенец развитию инфраструктуры нового стадиона, построенного в конце 40-х начале 50-х годов вместо «Локомотива». В 2019 г. воронежскими специалистами из «ДОРТРАНСПРОЕКТА» проведено обследование коллектора, которое однозначно заявило, что сейчас он находится в плачевном состоянии. Может, в т.ч. и поэтому реконструкция стадиона для игр в РПЛ так «затягивалась», ведь она касалась как раз северной трибуны?


1964-1965 г.


2002 г.

А последнее «заключение» произошло на наших глазах в 2014 г., когда перспективное место для отдыха горожан заняли эти помпезные здания. Ни протесты немногочисленных общественников, которые объединились, невзирая на партийную принадлежность, вероисповедание, образование и т.п., ни суды, ни письма в высокие инстанции, ни признание Державинского моста объектом культурного наследия в 2015 г. не остановили строительство.



Хотелось бы верить, что дальнейшее издевательство над Студенцом прекратится, а законы в его отношении будут соблюдаться. И у сторонников реабилитации, сохранения и благоустройства реки появятся союзники.

Алексей Ермаков



Новости на Блoкнoт-Тамбов
ТамбовгородСтуденецрекаисторияизменениежителиАлексей Ермаков
3
0