Тамбовчане жалуются на грязь и вонь из «очищенной» речки Жигалки
Читайте также:
- В центре Тамбова встретились «Лада Калина» и «Хёндэ Солярис» (30.06.2022 16:09)
- Мичуринцам предлагают выбрать дизайн арт-объекта на набережной (30.06.2022 15:01)
- В Моршанском районе обнаружили следы медведя на берегу Цны (30.06.2022 14:46)
«Мне раз и навсегда» расхотелось купаться в Тамбовском море после увиденного», – такими словами начинает тамбовчанка рассказ о своей попытке путешествия по речке Жигалке на юге Тамбова.
Наверное, про эту реку даже не все тамбовчане знают. А вообще, это одна из исторических рек на территории Тамбова, которая выполняла важную миссию – отводила воду из заболоченных территорий в Цну. Сейчас про неё пишут, что это небольшая речушка, протяженностью около 7 километров – приток Цны. Берёт своё начало в селе Покрово-Пригородное и впадает в «Тамбовское море». Местами течёт в трубе. В Жигалку впадает и ручей Ржавец, который помнят только самые старые старожилы, о нём сейчас напоминает лишь название улицы Ржавской. Ручей давно закатали в трубу, а пойму застроили. Тёк он с севера города на юг (и имел протяженность около 3 километров) через низменную и зачастую заболоченную местность, отводя воду из города.
В августе 2016 года областные власти отрапортовали: «река Жигалка прошла экологическую реабилитацию!». По отчётам из неё извлекли более 200 тысяч тонн иловых отложений и мусора.
«В рамках работ со стороны Ахлебиновской рощи укреплен берег, сформировано два озера, оборудованы пескоуловители. Это будет препятствовать новому обмелению», – сообщили тогда власти.
Что ж, озеро или какой-то пруд тамбовчане могут наблюдать, проезжая через путепровод на Астраханской с северной стороны.
Пруд, который протянулся вдоль Ахлябиновской рощи, говорит сам за себя – водоём с практически стоячей водой. Шумит камыш, летают утки и расцветают острова на нём. Под путепроводом Жигалка превращается в узкий ручей с относительно чистой водой,
а затем начинаются непроходимые заросли, которые длятся с перерывами чуть ли не до впадения Жигалки в Цну.
«К месту впадения реки Жигалки в Тамбовское море больше не хочется подходить. Уже не раз ощущала неприятный запах около озера Красного со стороны улицы Андреевской, но вчера решила всё-таки посмотреть, что именно там происходит. На лодке не удалось преодолеть даже 50 метров по Жигалке из-за того, что река зарастает камышом и тиной», – пишет тамбовчанка.
И добавляет, что на воде постоянно попадается налёт какого-то экзотического зелёно-бирюзового оттенка.
«Плавают стаи бутылок и прочего мусора, попадаются дохлые рыбы. Десятилетний сын предположил, что виной тому радиация», – пишет она.
Но не радиация виновата в том, что неприятный запах действительно стоит у реки. Тамбовчанка предположила, что виной тому – незаконная канализация, которая устроена из частного сектора на левом берегу прямо в реку. Но проверить это не представляется возможным. Недавно «Блокнот Тамбов» сообщал, что с середины 18 века по улице Андреевской от берега Жигалки и ниже по течению Цны располагалась Инвалидная слобода. В ней жили ветераны и инвалиды войн, отставные солдаты и офицеры, квартировали действовавшие военнослужащие. При Петре I все увечные и престарелые воины доживали свой век в богадельнях или госпиталях при монастырях. Екатерина II, закрыв монастырские богадельни, приказала с 1764 года устраивать в городах особые инвалидные слободы. Появилась такая и в Тамбове. Вот только сейчас живут здесь отнюдь не обитатели богаделен.
За высокими заборами прячутся красивые особняки, гаражи и прочие элементы быта и благоустройства. Это по закону к береговой зоне рек должен быть обеспечен доступ граждан… Хотя, он здесь обеспечен – доступ. Но не для всех. Чужие тут не ходят, ибо «частная собственность». Эту магическую фразу, которая означает «не суйте свои носы», очень любят тамбовчане, характеризуя свои территории за высокими заборами. Так что выяснить, есть там незаконная канализация или нет – могут только компетентные органы. Остальные могут лишь нюхать запахи и любоваться парками и машинами на левом берегу Жигалки.
Но дело даже не в канализации, судя по всему. Причина давняя и очевидная – наплевательское отношение к природе со стороны тамбовчан и некомпетентность тех, кто занимался «экологической реабилитацией» Жигалки.
Уже вскоре после окончания работ по очистке реки можно было убедиться в том, что «хотели как лучше, а получилось как всегда». И теперь река заросла камышом, вода зелёная и вонючая с шапками гниющих водорослей и мусора.
Еще в конце 19 века «Тамбовские губернские ведомости» писали: «Что сливают в Ржавец – одному Богу известно. Всплывают огромные пятна нефти и керосина». Тогда сливали из мастерских. Что сейчас течёт в Ржавце, видимо и Богу неведомо.
А в застаивающейся воде Жигалки летом происходит бурное размножение сине-зеленых водорослей. Именно красят воду в изумрудный цвет и образуют ту самую изумрудно-бирюзовую «радиационную» пену, а так же вонючую грязь на поверхности. Все это впадает в Тамбовское болото. Именно так уже можно называть этот водоём, потому, что он практически стоячий и зарастает мусором, илом и камышом. Особенно в заливах.
Тамбовчане, интересующиеся реками пишут, что Тамбовское море, по сути, «подпирает» Жигалку. Её течение в устье практически остановлено и здесь концентрируется вся грязь, которую речка собирает на всём своём протяжении. Плюс – сюда сливаются стоки из города, богатые органическими соединениями, необходимыми для бурного роста водорослей.
Любой желающий может заметить, что вода у берегов Тамбовского моря практически такая же, с этими же «шапками» и пеной из гниющих водорослей. А всё потому, что вода фактически стоячая, нет течения и водообмена.
Собственно и Цна в пределах города «радует» тамбовчан изумрудно-зелёной водой. Но новости о планах очередной расчистки Цны как-то скорее тревожат, нежели радуют. Практика показывает, что такая «экологическая реабилитация» чаще наносит ущерб природе, нежели помогает. В этом легко убедиться, посмотрев, например, «марсианский» пейзаж «реабилитированной» реки Лесной Тамбов в районе села Нижнеспасское.
Не забывайте подписываться на наш телеграм - t.me/bloknot_tambov_68
Виктор Семёнов