Тамбов Вторник, 26 ноября

Тамбовские краеведы нашли дом легендарного коменданта Булдакова XVIII века

Легенды о «колдуне» и жестоком коменданте, имевшем в доме собственную подземную тюрьму, до сих пор популярны в Тамбове.

В субботу, 18 июня, тамбовские краеведы и любители старины из местного отделения ВООПИК и «Тамбовского земства» устроили исследовательскую экспедицию на территории усадьбы Михаила Асеева, где, судя по историческим свидетельствам, ранее располагалась усадьба легендарного тамбовского коменданта Матвея Дмитриевича Булдакова.



Полковник Булдаков стал героем одной из самых популярных тамбовских легенд, описанной ещё Иваном Дубасовым в конце XIX века. По его словам, Матвей Булдаков был вторым человеком после правителя наместничества Неклюдова в Тамбове. Вот, что написал тамбовский краевед:

– Вторым лицом в Тамбовской губернии в описываемое нами время (конец  XVIII века – прим. МК) был комендант полковник Булдаков, память о котором, как о легендарном герое, ещё доселе живо сохраняется среди местного народонаселения. «Комендант Булдаков, – рассказывают тамбовские старики, – был не простой человек, а чародей, и умел живою водою воскрешать мертвых. Он летал на ковре-самолете и однажды, по его велению, против его дома в одну ночь вырос целый остров на реке Цне, и кто осмеливался подплывать к тому острову, тот уже не возвращался домой, а неизбежно тонул. Умер старый комендант необыкновенным образом. Желая показать силу своей живой воды, он приказал своему лакею изрубить себя и потом вспрыснуть живою водою. Первое приказание немедленно было исполнено, а от исполнения второго приказания лакей воздержался и тайно похоронил своего господина на берегу реки Цны, где и теперь еще лежит огромный камень».


Булдаков на картине Б.Ольшанского 

Кстати, Комендантский остров действительно был на Цне. Его ещё в 1970 году срыли, когда копали «Тамбовское море». Да и улица Гоголя до 4 марта 1952 года называлась Комендантской.



«Та местность, на которой жил Булдаков, – продолжал свой рассказ Дубасов, – до настоящего времени называется комендантом, и суеверные тамбовские обыватели, напуганные рассказами своих дедов о грозном когда-то начальнике города Тамбова, все ещё боятся проходить ночью мимо бывшего комендантского дома, в котором мерещатся им разные страхи: то жалобный плач и стоны, то грозные окрики, то привидение самого старого коменданта. Таков был Булдаков по местному легендарному сказанию».



То есть Иван Дубасов подтверждает, что в конце XIX века бывший комендантский дом был ещё цел и продолжал стоять на высоком берегу Цны. А суеверные тамбовчане боялись ходить мимо него ночью. 

А в ранние годы своего служебного поприща, по свидетельству Дубасова, полковник Булдаков отличался в Тамбове примерною распорядительностью и жестокостью.

«Ещё и теперь тамбовские старожилы рассказывают о тех пыточных инструментах, разных кольях и кобылах, батогах и нагайках, которыми суровый комендант неудержимо и невозбранно смирял правых и виновных», – написал он.

Когда скончался комендант, доподлинно неизвестно. По свидетельству Дубасова, в 1796 году Булдаков был ещё жив, но дряхл, «поэтому тамбовская полиция была в полном расстройстве». Тамбовские краеведы полагают, что он скончался в 1806-7 году, скорее всего, в Тамбове и мог быть похоронен, например, на кладбище при Варваринской церкви неподалеку. 



Сама личность Матвея Булдакова очень интересна. Как рассказал Денис Силин, он был героем сражения при Кагуле, штурма крепости Тулча, комендантом Керчи и крепости Еникале, Перекопа, откуда он отсылал полки Александру Суворову и состоял с ним в переписке. Затем его назначили комендантом крепости Новохопёрск, входившей тогда в Тамбовское наместничество. Затем вместе с полком он перебрался в Тамбов. Интересно, что в Новохоперске проходил службу «тамбовский волк» будущий адмирал Фёдор Ушаков. Его карьера начиналась здесь в 1766—1771 годах мичманом, а затем лейтенантом Донской флотилии. А Булдаков был героем Крымской кампании Екатерины Великой 1768-1774 годов. И служил вместе с дедом будущего тамбовского декабриста Лунина и генерал-губернатором Тамбовского наместничества Иваном Гудовичем. 

Изучение времени Булдакова привело тамбовских краеведов к интересному открытию. Как отметил Дмитрий Гнатюк, Тамбов в 70-е годы XVIII века на юге заканчивался нынешней улицей Сергеева-Ценского и Варваринским кладбищем при церкви. 



Однако, южнее, вдоль реки Цны до берега реки Жигалки располагалась Инвалидная слобода. Такие поселения для ветеранов и бывших военных были учреждены указом Екатерины Великой 1764 года. Отстроена она была и у Тамбова, частично сохранившись в своей планировке, и по сей день. Это было отдельное поселение. Так, наверное, единственной улицей с плановой застройкой в то время была нынешняя улица Андреевская (Инвалидная). 




Как известно, регулярный план Тамбова был разработан чуть позже и начал воплощаться Гавриилом Державиным. А до этого, как говорят историки, старые города развивались, без какого-либо плана. Поэтому улицы были кривыми, дома и хозяйственные строения размещались произвольно и хаотично. Именно в этой слободе, впоследствии реконструированной, и расположился Новохопёрский полк Булдакова, присланный в Тамбов 21 июня 1780 года.



Кстати, Булдаков активно работал и под руководством Державина – строил в Тамбове заставы и не только. Сохранилось даже собственноручно написанное им письмо подпоручику Зенковичу.



Есть свидетельства о том, что усадьба Булдакова была на территории будущей усадьбы Михаила Асеева, которую он купил в апреле 1904 года у жены надворного советника  Жозефины Дембовской. И можно предположить, что один из домов на нынешней улице Гоголя – дом коменданта Булдакова, потому, что он отмечен на многих старых картах и сохранился и по сей день. Этот дом «по Комендантской улице и Цнинской Набережной, заключающееся: в каменном доме с деревянным на нём мезонином» Асеев купил вместе с усадьбой.



А, кроме того, сохранились фрагменты «Комендантской стены», видимо, ограждавшей усадьбу и фигурирующей в некоторых документах. Например, на открытке из книги Марины Климковой «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках. Том 1».



К сожалению, сейчас это здание, которое, судя по всему, перестраивалось и использовалось ещё и кардиологическим санаторием в советское время, закрыто сайдингом. А вот кирпичи старой стены участники экспедиции попытались изучить 




и пришли к выводу, что стена вполне может быть той самой – «комендантской». Её можно наблюдать, кстати, на картине Ивана Гладышева «Набережная Тамбова».



Интересно, что дуб-памятник на территории асеевского парка, судя по экспертизе ученых, в этом году отметит 225-летие со дня рождения. И посажен он был в 1797 году, как раз во времена Матвея Булдакова. 



И он точно слышал все эти стоны и крики, которые, судя по легенде, по ночам оглашали пустынные просеки Комендантской улицы. Но в советское время всё это прекратилось потому, что в легенду эту просто перестали верить.

Не забывайте подписываться на наш телеграм - t.me/bloknot_tambov_68

Михаил Карасёв


Новости на Блoкнoт-Тамбов
ТамбовгородкраеведыдомкомендантБулдаковМихаил Карасёв
0
0