Культура,
06.02.2024 14:39
На выставке «Россия в шелках» продемонстрировали венчальный наряд Тамбовской губернии
Фото: silkfactory.ru
Читайте также:
- В Тамбове отметили наступление китайского года деревянного дракона. Фоторепортаж (04.02.2024 14:27)
- В Тамбове отметили наступление китайского года деревянного дракона (04.02.2024 14:14)
- Тамбовчанин выиграл 100 тысяч рублей на шоу «Кто хочет стать миллионером» (30.01.2024 12:21)
Невесту наряжали на выставке «Россия в шелках», где проходит цикл презентаций с демонстрацией подлинного традиционного русского костюма.
В подмосковной Коломне проходит выставка «Россия в шелках» (6+), рассказывающая о роли шёлковых тканей в русском крестьянском костюме. В рамках выставки состоялись первые презентации «Медленное одевание» на которых организаторы показывают, как правильно надевать русский национальный костюм. Недавно куратор выставки Андрей Боровский последовательно одевал модель Екатерину Захарову в венчальный костюм невесты конца XIX века из села Суморьева Темниковского уезда Тамбовской губернии. Ныне это Нижегородская область.
Фото: Эрнест Заведеев/vk.com/ernest_zavedeev
В селе Суморьеве невеста надевала старинную рубаху-долгорукавку. Рукава «в роспуск» в момент выхода из дома в церковь символизировали покорность и принятие грядущей перемены судьбы, напоминали о незащищенности невесты в момент перехода от девичества к замужеству.
Оказывается, свадьба в русских традициях далеко не всегда была радостным и праздничным событием. Как минимум для невесты. В её костюме всегда присутствовали черты траура (например, белый — традиционный цвет смерти, небытия) и праздничности (красный — цвет жизни).
На венчании невеста стояла с покрытыми платом распущенными волосами — «уже не девка, еще не баба»: девичья коса уже расплетена, а смена прически на женскую состоится после венчания.
Фото: Эрнест Заведеев/vk.com/ernest_zavedeev
Поверх головного убора - сороки на невесту наброшена красная «фатка» из тонкого шелка. Организаторы выставки сообщают, что самыми богатыми и знаменитыми на всю Россию в XVIII веке стали «канаватные фатки», производившиеся в Коломне.
После свадьбы фатку можно было разрезать на два квадратных платка, но в ряде сел был обычай свернуть ее в жгут и повязывать вокруг головного убора до рождения первенца — благодаря этому она и сохранилась.
Невеста на свадьбе должна выглядеть не только празднично, но и богато. Богатство в костюм добавляли бусы из дутого стекла и перламутровых зерен. Ещё невесте полагались сразу две пары серег — одни продевались в ухо, а другие — наушные, к ним крепились пушки из гусиного пуха.
Фото: Эрнест Заведеев/vk.com/ernest_zavedeev
В общем, красота, да и только. Такая «новогодняя ёлка» могла бы простоять не только до 8 марта, но у же после свадьбы костюм прятали в сундук. Он ещё мог пригодиться следующей невесте в семье.
На выставке представят также праздничный костюм молодухи из Воронежской губернии, праздничный костюм замужней женщины из Курской губернии из коллекции Андрея Боровского. А основу экспозиции выставки, которую организаторы называют исследованием русского национального костюма, составляет собрание народного костюма Любови Алиповой. В пространстве бывшей шелковой фабрики в Коломне представлены полные костюмные комплексы девичьей и женской одежды для особых случаев из Архангельской, Вологодской, Курской, Рязанской и Нижегородской губерний. Гости также могут увидеть раритеты коллекции музея-лаборатории «Шёлковая фабрика» – златотканые и канаватные платы, изготовленные в Коломне на рубеже XVIII–XIX веков.
Виктор Семёнов
Новости на Блoкнoт-Тамбов