Краеведческий музей,
26.11.2018 21:30
Поезда приходят и уходят, а вокзал на века: что таит тамбовский ЖД-вокзал?
Читайте также:
Тамбовский железнодорожный вокзал имеет достаточно долгую историю. За свои годы, что и кого он только не повидал.
В начале прошлого месяца в Тамбове состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала после долгих ремонтных работ по реконструкции первого этажа.
Были заменены многие системы, начиная от трубопровода и заканчивая электропроводкой. Выполненный ремонт фасада зданий, и усиление его несущих конструкций продлит еще на многие годы жизнь здания.
Помещения касс дальнего и пригородного сообщений также отремонтированы. Нельзя сказать, что сегодня ЖД вокзал выглядит также, как и раньше, поскольку множество деталей, обогащавших архитектуру, были утрачены. Но зато его жизнь поддерживается, ведь это наша с вами история.
Почти 150 лет назад 22 декабря 1869 года завершилось строительство железной дороги Козлов–Тамбов протяженностью в 74 версты и возведение здания вокзала в Тамбове. С этого момента и началась история поездок тысячи россиян в Тамбов и из него.
Центральная часть тамбовского вокзала представляла собой двухэтажный объект, в котором располагались вестибюль и кассы; в боковых одноэтажных крыльях – залы ожидания; в центральной части северного и южного торцевого фасада – часовые башни.
Вокзал был и есть тем зданием, с которого начиналось знакомство с Тамбовом. Глядя на исторические фотографии видно, что в основе композиции вокзала был положен некий образ крепости: фасад со стороны железной дороги имитировал каменные стены и башни, отсылавшие к начальной истории города-крепости.
Известный тамбовский краевед и экскурсовод Олег Карнаухов рассказал «Блокноту Тамбова» интересные факты из жизни его семьи, связанные непосредственно с вокзалом, которые точно заслуживают внимания:
- Железнодорожный вокзал Тамбова неразрывно связан с моей семьей. Мое детство прошло в районе вокзала – в каникулы и праздники у бабушки, которая жила сразу за вокзалом на улице Орловской. Когда строилась «железнодорожная слобода» - поселок Новый, это была окраина города. Четыре квартала, где селились горожане, закончившие ремесленное училище, работавшие на железной дороге или в вагоноремонтных мастерских (ныне ТВРЗ) были с большими участками земли и застраивались деревянными домами. Именно такой участок и «подарил» дяде моей бабушки – железнодорожнику Алексею Трофимову сам царь Николай II в день приезда в Тамбов. Алексей, будучи отцом семейства и работая машинистом поезда, добивался получения участка в поселке Новом. Зная о приезде царя и имея доступ к железной дороге, бросился в ноги к царю со своей просьбой – не обидеть, защитить от чиновников-«мздоимцев и лиходеев». Царь попросил не обижать отца семейства. С 1914 года участок на Орловской принадлежал семье Трофимовых, а за сто лет разделен был на пять участков с тремя домами – всем сестрам по серьгам.
- В тот же дань моя бабушка, тогда еще совсем юная гимназистка, встречала царя на привокзальной площади с самодельными нарисованными флажками Российской империи, - продолжает Олег, - Очень хотела маленькая Зина увидеть царя и особенно царицу. Но автомобиль царя, который, как известно, путешествовал с императором в специальном вагоне-гараже, проехал мимо гимназисток. Ничего не увидели девчонки в окна закрытой машины.
- Железнодорожный вокзал был одноэтажным, лишь башни, напоминавшие средневековые крепости, фланкировали фасад с севера и юга и акцентировали центральную часть. Вокзал с самого начала был местом куда приходили смотреть на поезда – диковинные машины, встречать и провожать, как в эпизоде фильма «Безымянная звезда», где жители собираются помахать каждый день проходящему экспрессу «Бухарест — Синая», по обыкновению, всегда проезжающему без остановки. На вокзале всегда была свежая выпечка, чай, кофе, самые вкусные в мире пирожные из моего детства. На вокзал ходили мои родители поесть пирожков – недорогих, но сытных, с ливером. Фактически на станции существовало три вокзала – для пассажиров перового класса, для «второклассных» путешественников и грузовой вокзал.
В начале прошлого месяца в Тамбове состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала после долгих ремонтных работ по реконструкции первого этажа.
Были заменены многие системы, начиная от трубопровода и заканчивая электропроводкой. Выполненный ремонт фасада зданий, и усиление его несущих конструкций продлит еще на многие годы жизнь здания.
Помещения касс дальнего и пригородного сообщений также отремонтированы. Нельзя сказать, что сегодня ЖД вокзал выглядит также, как и раньше, поскольку множество деталей, обогащавших архитектуру, были утрачены. Но зато его жизнь поддерживается, ведь это наша с вами история.
Почти 150 лет назад 22 декабря 1869 года завершилось строительство железной дороги Козлов–Тамбов протяженностью в 74 версты и возведение здания вокзала в Тамбове. С этого момента и началась история поездок тысячи россиян в Тамбов и из него.
Центральная часть тамбовского вокзала представляла собой двухэтажный объект, в котором располагались вестибюль и кассы; в боковых одноэтажных крыльях – залы ожидания; в центральной части северного и южного торцевого фасада – часовые башни.
Вокзал был и есть тем зданием, с которого начиналось знакомство с Тамбовом. Глядя на исторические фотографии видно, что в основе композиции вокзала был положен некий образ крепости: фасад со стороны железной дороги имитировал каменные стены и башни, отсылавшие к начальной истории города-крепости.
Известный тамбовский краевед и экскурсовод Олег Карнаухов рассказал «Блокноту Тамбова» интересные факты из жизни его семьи, связанные непосредственно с вокзалом, которые точно заслуживают внимания:
- Железнодорожный вокзал Тамбова неразрывно связан с моей семьей. Мое детство прошло в районе вокзала – в каникулы и праздники у бабушки, которая жила сразу за вокзалом на улице Орловской. Когда строилась «железнодорожная слобода» - поселок Новый, это была окраина города. Четыре квартала, где селились горожане, закончившие ремесленное училище, работавшие на железной дороге или в вагоноремонтных мастерских (ныне ТВРЗ) были с большими участками земли и застраивались деревянными домами. Именно такой участок и «подарил» дяде моей бабушки – железнодорожнику Алексею Трофимову сам царь Николай II в день приезда в Тамбов. Алексей, будучи отцом семейства и работая машинистом поезда, добивался получения участка в поселке Новом. Зная о приезде царя и имея доступ к железной дороге, бросился в ноги к царю со своей просьбой – не обидеть, защитить от чиновников-«мздоимцев и лиходеев». Царь попросил не обижать отца семейства. С 1914 года участок на Орловской принадлежал семье Трофимовых, а за сто лет разделен был на пять участков с тремя домами – всем сестрам по серьгам.
- В тот же дань моя бабушка, тогда еще совсем юная гимназистка, встречала царя на привокзальной площади с самодельными нарисованными флажками Российской империи, - продолжает Олег, - Очень хотела маленькая Зина увидеть царя и особенно царицу. Но автомобиль царя, который, как известно, путешествовал с императором в специальном вагоне-гараже, проехал мимо гимназисток. Ничего не увидели девчонки в окна закрытой машины.
- Железнодорожный вокзал был одноэтажным, лишь башни, напоминавшие средневековые крепости, фланкировали фасад с севера и юга и акцентировали центральную часть. Вокзал с самого начала был местом куда приходили смотреть на поезда – диковинные машины, встречать и провожать, как в эпизоде фильма «Безымянная звезда», где жители собираются помахать каждый день проходящему экспрессу «Бухарест — Синая», по обыкновению, всегда проезжающему без остановки. На вокзале всегда была свежая выпечка, чай, кофе, самые вкусные в мире пирожные из моего детства. На вокзал ходили мои родители поесть пирожков – недорогих, но сытных, с ливером. Фактически на станции существовало три вокзала – для пассажиров перового класса, для «второклассных» путешественников и грузовой вокзал.