Тамбов Воскресенье, 24 ноября
Культура, 11.02.2024 11:09

В тамбовской «Новой галерее» прошла выставка «вырвавшихся из соцреализма»

В Тамбове «Новая галерея» накануне представила юбилейную выставку известных тамбовских художников, устроивших настоящий культурный шок 30 лет назад в областной картинной галерее. 


Треть века назад творческое объединение молодых тамбовских художников решило заявить о себе оригинальной выставкой. Как говорит художник Ирина Бирюкова, тогдашние выставки были очень чопорными и скучными. Поэтому «художники на крыше» решили не укладываться в эти наскучившие рамки. Многие уже не знают, почему они так называются. Всё началось с революции в начале 90-х. Когда депутат городского совета Валерий Коваль предложил отдать техэтажи многоэтажек на Интернациональной 34, 36 под мастерские молодым художникам. Творцы получили в пользование рабочее место, которое они обустраивали на свой вкус. Творили под крышей, а иногда и на ней под чистым тамбовским небом.



Фото: Михаил Карасёв

С тех пор прошли годы. Кого-то из художников уже не стало, но их творчество почти всегда присутствует на значимых тамбовских выставках. Это Владимир Бирюков, Николай Воронков, Олег Ивашенцев, Николай Насонов, Рауф Туктаров.



Фото: Михаил Карасёв
 
На нынешней, открывающей 25 сезон «Новой галереи», выставке (6+) представлено более 60 работ семнадцати художников. Старые и новые. Кроме общей истории, художников объединяет старая дружба. А сами по себе они все разные и представляют разные направления и стили. Сложить этот необычный пазл предстояло арт-директору «Новой галереи» Ирине Бирюковой. По её словам, когда занимаешься подготовкой выставки, то на её открытии особых эмоций не испытываешь, думаешь о том, чтобы всё прошло, как планируется. А на вопрос о прошедших годах она ответила так:

— Каждый пошёл своим путём. И это очень хорошо. Мы же не были какой-то единой группой, объединённой какой-то общей целью. Минувшие 25 лет для меня прошли, под «звездой» «Новой галереи». И в разных проектах, которые представляла «Новая галерея» всегда участвовали «художники на крыше». Все эти годы они были мне опорой. Хотя история на крыше продолжалась, по сути, с 1994 по 1997 годы. Это не так много, хотя прошло пять выставок, и эти годы оказались очень сконцентрированными. «Новая галерея» же протянулась на долгое время. Сейчас многие художники уже и без особого пиетета вспоминают свои молодые годы, но главное, что за прошедшее время наши дружеские связи сохранились. Более того, стало больше уважения к друг другу и понимания. Если раньше были какие-то творческие разногласия, то сейчас это спокойное восприятие того, что каждый работает так, как считает нужным.



Фото: Михаил Карасёв

За 30 лет художники «на крыше» представили множество выставок. И персональных и совместных. Были и «мушкетёры» 10 лет спустя и 20 лет спустя и «Взгляд из 90-х» и межрегиональный проект творческих объединений соседних городов: «Конец 20 века. Искусство 90-х. Воронеж, Липецк, Тамбов».

Михаил Афанасьев рассказал о творческом пути 30-летия так:

— Мы выросли в эпохе соцреализма и в начале 90-х в своём творчестве хотели вырваться за его пределы. Преодолеть эти наскучившие рамки, открыть что-то новое. И вот сейчас у Ирины Бирюковой «французская кухня», Борис Ольшанский ушёл в древнерусскую, дохристианскую тематику. Андрей Бубенцов пришёл к философским картинам, Рауф Туктаров стал очень заметной фигурой со своим языком. Сейчас я осознал свою главную «песню» — это портрет. Почему это произошло? Мне кажется, человек осознает, что ему природа дала, когда его работа идёт как песня, которая просто льётся из души. Меня всегда тянуло на разные «типажи». Все люди разные и через их лица преломляется эпоха. Мне нравится это разнообразие. Главное – что поймает художник в этих лицах и что сумеет выразить.


Фото: Михаил Карасёв

Алексей Медведев в 90-х выделялся необычной, фантастической графикой. Сейчас он идёт другим путём и вот как это произошло:

— Когда я сейчас смотрю работы художников, то понимаю, что мы за эти 30 лет стали другими. Другими стали работы и смыслы, сдвинулось мировоззрение. Мы стали старше. И если в молодости ты хочешь революции, то в зрелости – точности и профессионального совершенства. Лично я прошёл очень большой путь за эти годы и если сейчас собрать мои работы цепочкой, то от той точки 30 лет назад до сегодняшнего дня очень большое расстояние. И сейчас я, по сути, другой автор.


Фото: Михаил Карасёв

— Ваша графика была восхитительна, но вы от неё отказались. Почему?

— Мы меняемся, возникают другие внутренние желания. Мне сейчас очень нравится писать городской пейзаж, быть в потоке городской жизни. Когда ты работаешь с натуры, а натура буквально движется на тебя. К тебе подходят люди, разговаривают. Это абсолютно другой кайф. Одна история, когда ты сидишь как монах-отшельник в своей мастерской и придумываешь свои миры, а другая – когда ты выходишь в живой, реальный мир и движешься в нём, раскидывая краски, находя какие-то интересные композиции. Думаю, что я всё-таки пришёл к обдуманности своих работ и профессиональному росту. А молодое, авангардное начало осталось в представлении о композиции, о форме. Всё это есть в работах, но уже по-другому.


Фото: Михаил Карасёв
 
Художники «На крыше» стали не просто значимой страницей истории тамбовской культуры, но и настоящей базой для многих современных творцов. У них учатся, им подражают и каждое их новое высказывание неизменно вызывает внимание любителей искусства.

Михаил Карасёв 

Новости на Блoкнoт-Тамбов
Новости ТамбоваТамбовгородкультуравыставкаНовая галереямероприятиеновости Тамбов
0
0